Нормы расхода топлив и смазочных материалов 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы расхода топлив и смазочных материалов 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.

Нормы расхода топлива 2021 Минтранс

N п/п

Модель, марка, модификация автомобиля

Число и расположение цилиндров

Мощность двигателя, л.с.

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел
(в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив
автомобилем, не более

16.1. Легковые автомобили

16.2. Автобусы

16.3. Бортовые грузовые автомобили

16.4. Тягачи

16.5. Самосвалы

16.6. Фургоны

16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:

16.8. Специальные жидкости

(в примерах приводятся условные цифры)

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-217030 Приора составляет Hs = 8,2 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15%.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникновение затрат на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственные, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.

При нормировании списания бензина рассчитывается летнее потребление. Издается приказ о летней норме расхода топлива. Распоряжение АМ-23-Р разрешает списывать бензин в большем размере в зимнее время. Для каждого региона РФ установлен особый повышающий коэффициент от 5 до 20% и сроки зимнего периода. Для центральной России он составляет 10%. Применять его допустимо с ноября по март, издав дополнительный приказ о списании ГСМ по зимним нормам, учитывающий повышенный расход.

ПРИКАЗ

г.Санкт-Петербург

«30» октября 2021 г. № 111

«О переходе на зимние нормы расхода ГСМ»

В связи с наступлением зимнего периода, в соответствии с положениями Распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить нормы расхода ГСМ на период с 1 ноября 2021 по 31 марта 2022 для автомобиля BMW M3 гос. № Б111ББ78 с учетом повышающего коэффициента 10% в размере 16,7 л/100 км.
  2. Контроль за исполнением данного приказа возлагаю на главного бухгалтера Петрову П.П.

Генеральный директор ____________________________ Семенов С.С.

Можно прописать нормирование летнего и зимнего расходования ГСМ в одном локальном нормативном акте. Тогда не придется издавать отдельный приказ о переходе на зимние нормы топлива.

Служебные автомобили используются практически на каждом предприятии. Следовательно, на него ложится обязанность по обеспечению машин топливом и маслами, контролю их использования и списанию. Для оптимизации работы и затрат целесообразно установить нормы расхода горюче-смазочных материалов, которые пригодятся для:

  • предупреждения слива топлива водителями или несанкционированной продажи его «на сторону»;
  • расчета себестоимости поездки;
  • подготовки различной отчетности;
  • обоснования затрат при уплате налога на прибыль;
  • расчета компенсаций работникам, использующим в рабочих целях личные автомобили.

Утверждают норму распоряжением руководителя организации. С ним обязательно знакомят всех сотрудников, связанных с закупкой, хранением, учетом, списанием ГСМ.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

Как составить приказ об утверждении норм расхода топлива в 2021 году

Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,

где:

  • Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
  • S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
  • Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
  • T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
  • D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.

Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.

Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.

Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.

Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.

Основания для повышения норм расхода топлива:

  • работа в зимний период — 5-20%;
  • эксплуатация в горной местности — 5-20%;
  • дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
  • передвижение в городских зонах — 5-35%;
  • необходимость частых технологических остановок — 10%;
  • необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
  • для обкатки нового авто — до 10%;
  • по длительности эксплуатации — 5-10%.

Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).

Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:

Критерий

Коридор значения коэффициента

Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов

До 15%

При работе в пригородной зоне

Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах

В некоторых ситуациях есть необходимость применить сразу несколько коэффициентов. Тогда следует рассчитывать надбавку или снижение как сумму или разницу показателей.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), (1)

где Qн — нормативный расход топлив, л; Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км; S — пробег автомобиля, км; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Приказ о нормах расхода топлива

Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hот х T, (2)

где Qн — нормативный расход топлив, л; Hs — транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров); S — пробег автобуса, км; Hот — норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D), (3)

где Qн — нормативный расход топлив, л; S — пробег автомобиля или автопоезда, км; Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,

где Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т х км; Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т; Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т х км; W — объем транспортной работы, т х км: W = Gгр Sгр (где Gгр — масса груза, т; Sгр — пробег с грузом, км); D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) — до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) — до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив: бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0, 25 л — дизельного топлива.

Модель, марка, модификация автомобиля Базовая норма, л/100 км Топлива
1 2 3
Avia A-20H, A-21K, -21N 11,0 Д
Avia A-30N, A-31L, -31N, -31P 13,0 Д
DAF 95.350 (6L-11,63-354-16M) 23,5 Д
Ford Transit 350 Single Cab 2.4D (4L-2,402-116-5M) 10,2 Д
IFA W50L 20,0 Д
Iveco ML 75E (6L-5,861-143-5M) 21,4 Д
Magirus 232 D 19L 24,0 Д
Magirus 290 D 26L 34,0 Д
Mercedes-Benz 1843 Actros (6V-11,946-428-16M) 25,6 Д
Mercedes-Benz 2540 L/NR Actros (6V-11,946-394-16M) 23,1 Д
Mercedes-Benz 2640 L Actros (6V-11,946-394-16M) 23,8 Д
Mercedes-Benz 813D (4L-2,299-79-5M) 14,1 Д
Scania R 114 LB 380 (295/60R22,5) (6L-10,64-380-14M) 20,3 Д
Scania R 124 LB 420 (295/60R22,5) (6L-11,72-420-14M) 21,3 Д
Tatra 111R 33,0 Д
Volvo F10 (6L-9,607-285-12M) 20,9 Д
Модель, марка, модификация автомобиля Базовая норма, л/100 км Топлива
1 2 3
Avstro-Fiat CDN-130 26,0 Д
Chepel D-450 22,0 Д
Chepel D-450.86 25,0 Д
DAF FT/FA 95 XF 380 (6L-12,58-381-16M) 19,0 Д
DAF 95.XF 430 (6L-12,58-428-16M) 16,5 Д
DAF 95.480 (6L-12,58-483-16M) 18,6 Д
Faun H-36-40/45 85,0 Д
Faun H-46-40/49 90,0 Д
International H921 (Cummins) (6L-10,8-350-12M) 20,6 Д
Iveco-190.33 25,0 Д
Iveco 190.36/PT (6L-13,798-375-16M) 19,0 Д
Iveco 190 36 PT Turbo Star (6L-13,798-377-16M) 16,0 Д
Iveco-190.42 27,0 Д
Iveco 440 E 47 (6L-13,798-470-16M) 17,5 Д
Iveco AT440 S43 (с обтек.) (6L-10,3-430-16M) 16,9 Д
Iveco MP440 E42 (с обтек.) (6L-13,798-420-16M) 19,8 Д
KNVF-12T Camacu-Nissan 45,0 Д
MAN 19.463 FLS (6L-12,816-460-16M) 16,0 Д
MAN 19.372 (6L-11,961-370-16M) 17,0 Д
MAN 26.413 TGA (6L-11,967-410-16M) 19,7 Д
MAN 26.414 (6L-11,967-410-16M) 16,6 Д
MAN 26.463 FNLS (6L-12,861-460-16M) 17,0 Д
MAN F 2000 334 DFAT (с п/п SP-240) (6L-11,967-410-16M) 22,3 Д
MAN TGA 18.350 (6L-10,518-350-16M) 15,5 Д
Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, -1935 23,0 Д
Mercedes-Benz 1733 SR (6V-10,964-340-16M) 17,4 Д
Mercedes-Benz 1735 (8V-14,62-354-16M) 23,7 Д
Mercedes-Benz 1735 LS (8V-14,62-269-16M) 18,7 Д
Mercedes-Benz 1832 LSNRA (6V-11,946-320-16M) 17,1 Д
Mercedes-Benz 1834 LS (6V-10,964-340-16M) 18,5 Д
Mercedes-Benz 1838 (8V-12,763-381-16M) 24,0 Д
Mercedes-Benz 1840 Actros (6V-11,95-394-16M) 17,0 Д
Mercedes-Benz 1850 LS (8V-14,618-503-16M) 20,4 Д
Mercedes-Benz-2232S 27,0 Д
Mercedes-Benz 2653 LS 33 (8V-15,928-530-16M) 19,5 Д
Mercedes-Benz 3340 Actros (6V-11,946-394-16M) 20,4 Д
Praga ST2-W 23,0 Д
Renault AE 430 Magnum (6L-12,0-430-18M) 18,9 Д
Renault R 340 ti 19T (6L-9,8-338-9M) 19,0 Д
Renault Premium HR 400.18 (6L-11,1-392-18M) 18,6 Д
Scania P114 GA 6×4 NZ340 Griffin (6L-10,64-340-9M) 18,7 Д
Scania R 113 MA/400 (6L-11,021-401-14M) 16,0 Д
Scania R 124 LA 400 (6L-11,7-400-12M) 16,0 Д
Scania R 420 LA (6L-11,705-420-14M) 17,7 Д
Scoda-LIAS-100.42, -100.45 24,0 Д
Scoda-706PTTN 25,0 Д
Tatra-815TP 48,0 Д
Volvo-1033 22,0 Д
Volvo F-8932 24,0 Д
Volvo FH 12 (6L-12,0-405-14M) 15,7 Д
Volvo FH 12/380 (6L-12,13-380-14M) 15,0 Д
Volvo FH 12/420 (6L-12,13-420-14M) 16,5 Д
Модель, марка, модификация автомобиля Транспортная норма, л/100 км Топлива
1 2 3
БелАЗ-540, -540А 135,0 Д
БелАЗ-548А 160,0 Д
БелАЗ-548ГД 200,0 СНГ
БелАЗ-549, -7509 270,0 Д
БелАЗ-7510, -7522 135,0 Д
БелАЗ-7523, -7525 160,0 Д
БелАЗ-7526 135,0 Д
БелАЗ-7527 160,0 Д
БелАЗ-75401 150,0 Д
БелАЗ-7548 160,0 Д
ГАЗ-93, -93А, -93АЭ, -93Б, -93В 23,0 Б
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508 28,0 Б
ГАЗ-САЗ-3509 27,0 СПГ
ГАЗ-САЗ-35101 28,0 Б
ГАЗ-САЗ-4301 (ГАЗ-542-4L-6,235-125-5М) 17,5 Д
ГАЗ-САЗ-4509 (ГАЗ-542-6L-6,235-138-4М) 17,0 Д
ГАЗ-САЗ-4509 (ГАЗ-542-6L-6,235-125-5М) 16,7 Д
ГАЗ-САЗ-53Б 28,0 Б
ЗИЛ-ММЗ-4502, -45021, -45022, -4505 37,0 Б
ЗИЛ-ММЗ-45023 50,0 СНГ
ЗИЛ-ММЗ-45054, -138АБ 37,5 СПГ
ЗИЛ-ММЗ-45065; -45085 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5М) 32,2 Б
ЗИЛ-ММЗ-450650 (Д-245.9-4L-4,75-136-5М) 24,0 Д
ЗИЛ-ММЗ-45085 (ЗИЛ-508-8V-6,0-150-5М) 39,5 Б
ЗИЛ-ММЗ-4520 (ЗИЛ-645-8V-8,74-185-9М) 27,5 Д
ЗИЛ-ММЗ-554, -55413, -554М 37,0 Б
ЗИЛ-ММЗ-555, -555А, -555Г, -555ГА, -555К, -555Н, -555Э, -555-76, -555-80 37,0 Б
ЗИЛ-ММЗ-585, -585Б, -585В, -585Д, -585Е, -585И, -585К, -585Л, -585М 36,0 Б
КАЗ-4540 28,0 Д
КАЗ-600, -600АВ, -600Б, -600В 36,0 Б
КамАЗ-55102 32,0 Д
КамАЗ-55102 (ЯМЗ-238-8V-14,86-240-10М) 35,0 Д
КамАЗ-5511 34,0 Д
КамАЗ-5511 (ЯМЗ-238-8V-14,86-240-5М) 35,6 Д
КамАЗ-55111 36,5 Д
КамАЗ-55111 (ЯМЗ-238М-8V-14,86-240-5М) 36,5 Д
КамАЗ-55111А (КамАЗ-7403.10-8V-10,85-260-10М) 38,3 Д
КамАЗ-55111А (КамАЗ-7403.10-8V-10,85-260-5М) 43,3 Д
КамАЗ-55118 31+9,0Д или 35Д СПГ
КамАЗ-65111 (КамАЗ-740.10-8V-10,85-260-10М) 36,0 Д
КамАЗ-65115 С (КамАЗ-740.11-8V-10,85-240-10М) 32,2 Д
КрАЗ-256, -256Б, -256Б1, -256Б1С 48,0 Д
КрАЗ-6505 50,0 Д
КрАЗ-6510 48,0 Д
МАЗ-510, -510Б, -510В, -510Г, -511, -512, -513, -513А 28,0 Д
МАЗ-5516 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) 42,0 Д
МАЗ-5516-030 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) 47,8 Д
МАЗ-5516-30 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) 48,0 Д
МАЗ-551603-021 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-8М) 46,3 Д
МАЗ-5549, -5551 28,0 Д
МАЗ-5551-020 Р2 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-5М) 35,7 Д
МоАЗ-75051 85,0 Д
САЗ-3502 28,0 Б
САЗ-3503, -3504 26,0 Б
Урал-45286-01 (ЯМЗ-236НЕ2-6V-11,15-230-5М) 44,5 Д
Урал-5557 34,0 Д
Урал-55571 (ЯМЗ-236-6V-11,15-180-5М) 34,5 Д

(Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.

4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Для автомобилей установлены следующие виды норм:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.

— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

ГСМ — это аббревеатура, расшифровывается как Горюче-Смазочные Материалы: нефтепродукты, к которым относятся смазки (мало для ДВС, КПП), бензин, дизельное топливо, охлаждающие жидкости, прочие расходные материалы для обслуживания автомобиля, проведения ТО и увлечения срока полезного использования транспортных средств, согласно нормам расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ в последней редакции.

Нормы расхода топлива по марке машины Минтранс 2019 последняя редакция для ТС, которые выполняют работы для ЖКХ, выделены нормами Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России. Приказ Минтранса о нормах расхода топлива 2019 с изменениями опубликован на официальном сайте Министерства Транспорта РФ. Выдержки из этого нормативного документа основных автомобилей приведены в значимых таблицах на нашем сайте.

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топлива

1

2

3

ГАЗ-2310 «Соболь» (З
M
З-40522-4
L
-2,464-145-5
M
)

14,7

Б

ГАЗ-2704 «Фермер» г/п (ГАЗ-560-4Ь-2,134-95-5М)

11,9

Д

ГАЗ-2943 «Фермер» (З
M
З-402-4
L
-2,445-100-4
M
)

16,7

Б

ГАЗ-3302 (З
M
З-405220-4
L
-2,464- 145-5
M
)

15,3

Б

ГАЗ-3302 «Газель» (З
M
З-4063.10-4
L
-2,3-110-5
M
)

15,5

Б

ГАЗ-3302, -33021 «Газель» (ЗМЗ-4025. 10-4
L
-2,445-90-5
M
)

16,5

Б

ГАЗ-3302, -330210 «Газель» (3
M
3-4026.10-4
L
-2,448-100-4
M
)

16,5

Б

ГАЗ-33021 (ЗМЗ-4025.10-4
L
-2,445-90-4
M
)

16,9

Б

ГАЗ-33021 (У
M
3-42150-4
L
-2,89-89-5
M
)

16,6

Б

ГАЗ-330210 «Газель» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,448-100-5
M
)

16,0

Б

ГАЗ-33023-16 «Фермер» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,445-100-5
M
)

15,7

Б

ГАЗ-33027 «Газель» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,445-100-5
M
)

17,0

Б

ГАЗ-3307

24,5

Б

ГАЗ-33073 (ЗМЗ-511.10-8
V
-4,25-125-4
M
)

24,9

Б

ГАЗ-3309 (ГАЗ-5441.10-4
L
-4,15-116-5М)

17,0

Д

ГАЗ-33104 «Валдай» (Д-245.7Е2-4
L
-4,75-117-5М)

17,3

Д

ГАЗ-52, -52А, -52-01, -52-03, -52-04, -52-

05, -52-54, -52-74, -53Ф

22,0

Б

ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09

30,0

СНГ

ГАЗ-52-27, -52-28

21

СПГ

ГАЗ-53, -53А, -53-12, -53-12-016, -53-12А,-53-50, -53-70

25,0

Б

ГАЗ-53-07, -53-19

37,0

СНГ

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топлива


AviaA-20H,A-21K,-21N


11,0


Д



AviaA-30N,A-31L, -31N, -31
Р


13,0


Д


DAF 95.350 (6L-11,63-354-16M)

23,5

Д

Ford Transit 350 Single Cab 2.4D (4L-2,402- 1 16-5M)

10,2

Д


IFA W50L


20,0


Д


Iveco ML 75E (6L-5,861-143-5M)

21,4

Д


Magirus 232 D 19L


24,0


Д



Magirus 290 D 26L


34,0


Д


Mercedes-Benz 1843 Actros (6V-11,946-428-16M)

25,6

Mercedes-Benz 2540 L/NR Actros (6V-11,946-394-16M)

23,1

Mercedes-Benz 2640 L Actros (6V-11,946-394-16M)

23,8

Mercedes-Benz 813D (4L-2,299-79-5M)

14,1

Д

Scania R 114 LB 380 (6L-10,64-380-14M)

20,3

Д

Scania R 124 LB 420 (6L-11,72-420-14M)

21,3

Д


Tatra 111R


33,0


Д


Volvo F10 (6L-9,607-285-12M)

20,9

Д

Нормы расхода топлива от Минтранса РФ (последняя редакция)

В определение горюче-смазочных материалов для автотранспорта включены:

  • топливо (бензин, дизель);
  • моторные и трансмиссионные масла;
  • тормозные и охлаждающие жидкости.

Для подтверждения расходования ГСМ необходимо составление обязательного документа путевых листов.

Внимание! Для каждого вида транспорта предусмотрены унифицированные формы путевых листов, но их использование необязательно.

В бухгалтерском учете приобретение и расходование ГСМ отображается в составе материально-производственных запасов на 10 счете («Материалы» — «Топливо»).

В расходы на снижение налогооблагаемой базы включаются все затраты, связанные с приобретением топлива независимо от способов его оплаты, но они должны быть обоснованны для осуществления деятельности фирмы в целях увеличения прибыли.

  1. Показатели расходования топлива и смазочных материалов разработаны в зависимости от моделей, марок и модификаций автотранспортных средств согласно назначению их использования. Включают расход топлива только на обеспечение транспортного процесса.
  2. Разработаны следующие виды нормативных показателей:
    1. для авто в снаряженном состоянии;
    2. при осуществлении транспортных работ;
    3. для автобусов (дополнительно включена загрузка пассажирами);
    4. для самосвалов (с учетом загрузочного коэффициента);
    5. при осуществлении транспортных работ грузовым автотранспортом.
  3. Учтены повышающие коэффициенты (например, работа в определенных регионах в зимнее время года).
  4. Учтены понижающие коэффициенты (например, при проведении работ с использованием автотранспорта в пригородной зоне за пределами города не учитываются городские поправки).
  5. Для более удобного поиска автомобили распределены по изготовителю и году выпуска (страны СССР и СНГ и зарубежные авто, до 2008 и новее).
  6. Предусмотрены нормативные показатели расходования смазочных материалов.
  7. Приведена классификация ТС.
  8. Разработаны формулы вычисления нормативных значений потребления топлива в зависимости от видов авто (таблица):

Тип авто

Нормативный показатель расходования

Легковые

Qн = 0,01 * Hs * S * (1+0.01*D),

Qн расход по нормативу, л

Hs нормативное значение потребления топлива на пробег, л/100 км;

S пробег авто, км

D коэффициент поправки к норме, %

Автобусы

Qн = 0,01 * Hs * S * (1+0.01*D) + Hot * T, дополнительно учитывается функционирование независимых отопителей, л/ч (Hot), и время работы автобуса с работающим отопителем, ч (T).

Автопоезда и грузовые бортовые авто

Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D),

Hsan — норма расхода топлива на пробег без груза

Hsan = Hs + Hg * Gпр

(Hg норма транспортной работы; Gпр вес прицепа, т)

Hw база нормы расхода на пробег

W объемы транспортной работы (произведение масс груза и прицепа)

Тягачи

Аналогично грузовикам

(Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D)

Самосвалы

Qн = 0,01 * Hsanc * S * (1+0.01*D) + Hz + Z,

Hsanc = Hs + Hw * (Gпр + 0,05q), где дополнительно учтены величина грузоподъемности (q) и загрузочный коэффициент 0,5.

Hz дополнительный норматив потребления топлив при поездках с грузом, л

Z произведенные поездки за смену (с учетом груза)

Фургоны

Аналогично грузовикам

(Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D)

Спец транспорт — работающие при стоянке

— работающие при передвижении

Qн = (0,01 * Hsc * S + Ht * T) * (1+0,01 * D),

Hsc нормативный расход на пробег (если спец транспорт может выполнять дополнительно перевозку груза)

Qн = (0,01 * Hsc * S` + Hs« * S«) * (1+0,01 * D), где дополнительно учтены передвижения до работы и на стоянку, а также отдельно определен расход при работе

Для спец. транспорта с установленным оборудованием нормативный расход на пробег определяется базовым способом с учетом массы.

Если Минтрансом РФ в рекомендации не включены нормы потребления для имеющегося на предприятии автомобильного средства, то руководитель имеет право ввести собственные разработанные показательные значения личным приказом. При формировании приказа следует сделать обязательные контрольные заезды. Кроме того, учитываются данные технической документации и информации от изготовителя авто.

Рекомендации по определению нормативных значений расходования ГСМ в зависимости от типа авто обеспечивают грамотный оперативный и статистический контроль над деятельностью. Это дает возможность определять себестоимость перевозок (например, для корректировки ценовой политики фирмы), обоснованно уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. Основным предназначением установленных норм расхода является принятие управленческих решений о путях экономии и энергосбережения топлива.

Нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ. Последняя редакция

Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами (по соотношению 3).

1.4.1. Тягачи отечественные и стран СНГ

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топливо

1

2

3

БелАЗ-537Л

100,0

Д

БелАЗ-6411

95,0

Д

БелАЗ-7421

100,0

Д

ГАЗ-52-06

22,0

Б

ГАЗ-63Д, -63П

26,0

Б

ЗИЛ-130АН, -130В, -130В1, -130В1-76, -130В1-80

31,0

Б

ЗИЛ-131В, -131НВ

41,0

Б

ЗИЛ-131 НВ (ЗИЛ-375-8V-7,0-180-5М)

43,5

Б

ЗИЛ-137, -137ДТ

42,0

Б

ЗИЛ-138В1

41,0

снг

ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ

38,5

Б

ЗИЛ-164АН, -164Н

31,0

Б

ЗИЛ-441510, -441516

31,0

Б

ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-375-8V-7,0-180-5М)

42,0

Б

ЗИЛ-441610

41,0

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

Qн = 0,01 ´ Hsanc ´ S ´ (1 + 0,01 ´ D) + Hz ´ Z, (4)

где Qн — нормативный расход топлива, л;

S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc — норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Для автомобилей-фургонов нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям (по соотношению 3). Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10 % к базовой норме.

1.6.1. Фургоны отечественные и стран СНГ

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топливо

1

2

3

Модель специального или специализированного автомобиля

Базовая модель

Норма на пробег автомобиля, л/100 км

Норма на работу оборудования, л/час

1

2

3

4

Автовышки телескопические

АГ-60

ГАЗ-51

26,5

3,0

АГП-12

ГАЗ-52

28,5

3,0

АГП-12

ГАЗ-53

30,5

3,5

АГП-12А

ГАЗ-53А

30,5

3,5

АГП-12Б

ЗИЛ-164

35,0

3,5

АГП-18.04 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5М)

ЗИЛ-343662

39,3

**

АГП-22 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5М)

ЗИЛ-431412

40,2

**

АГП-22.04 (Д-243ММЗ-4L-4,75-81-5М)

ЗИЛ-431412

20,5

**

АП-17

ГАЗ-53А

32,0

3,5

АПК-30

Урал-375

66,0

5,0

АТ-53Г

ГАЗ-53А

Для автобусов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

QH = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + H от × T (2)

где: QH — нормативный расход топлива, литры;

Hs — транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S — пробег автобуса, км;

Нот — норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/час;

Т — время работы автомобиля с включенным отопителем, час;

D поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Законодательная база Российской Федерации

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

QH = 0,01 × (Hsanc × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D) + Hz × Z, (4)

где: QH — нормативный расход топлива, литры;

S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc — норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Hsanc = Hs + Hw × ( G пр + 0,5 × q ), л/100 км,

где Hs — базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала в снаряженном состоянии без груза или транспортная норма с учетом транспортной работы с коэффициентом загрузки 0,5 л/100 км;

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;

G пр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5 × q — с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z — количество ездок с грузом за смену;

D поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки 0,5):

бензина — до 2 л;

дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л;

природного газа — до 2 м3.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива ( Hz ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

до 0,25 л жидкого топлива (до 0,66 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м3 природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

до 0,2 м3 природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1,0 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей (соотношение 3).

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

Qн = 0,01 ´ Hs ´ S ´ (1 + 0,01 ´ D), (1)

где Qннормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

1.1.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топливо

1

2

3

ВАЗ-11111

6,5

Б3

ВАЗ-2104

8,5

Б

ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М)2

8,3

Б

ВАЗ-2105, -21051, -21053

8,5

Б

ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М)

8,5

Б

ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М)

9,0

Б

ВАЗ-21061

9,0

Б

Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами (по соотношению 3).

1.4.1. Тягачи отечественные и стран СНГ

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топливо

1

2

3

БелАЗ-537Л

100,0

Д

БелАЗ-6411

95,0

Д

БелАЗ-7421

100,0

Д

ГАЗ-52-06

22,0

Б

ГАЗ-63Д, -63П

26,0

Б

ЗИЛ-130АН, -130В, -130В1, -130В1-76, -130В1-80

31,0

Б

ЗИЛ-131В, -131НВ

41,0

Б

ЗИЛ-131 НВ (ЗИЛ-375-8V-7,0-180-5М)

43,5

Б

ЗИЛ-137, -137ДТ

42,0

Б

ЗИЛ-138В1

41,0

снг

ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ

38,5

Б

ЗИЛ-164АН, -164Н

31,0

Б

ЗИЛ-441510, -441516

31,0

Б

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

Qн = 0,01 ´ Hsanc´ S ´ (1 + 0,01 ´ D) + Hz´ Z, (4)

где Qн — нормативный расход топлива, л;

S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc — норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Для автомобилей-фургонов нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям (по соотношению 3). Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10 % к базовой норме.

1.6.1. Фургоны отечественные и стран СНГ

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топливо

1

2

3

Модель специального или специализированного автомобиля

Базовая модель

Норма на пробег автомобиля, л/100 км

Норма на работу оборудования, л/час

1

2

3

4

Автовышки телескопические

АГ-60

ГАЗ-51

26,5

3,0

АГП-12

ГАЗ-52

28,5

3,0

АГП-12

ГАЗ-53

30,5

3,5

АГП-12А

ГАЗ-53А

30,5

3,5

АГП-12Б

ЗИЛ-164

35,0

3,5

АГП-18.04 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5М)

ЗИЛ-343662

39,3

**

АГП-22 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5М)

ЗИЛ-431412

40,2

**

АГП-22.04 (Д-243ММЗ-4L-4,75-81-5М)

ЗИЛ-431412

20,5

**

АП-17

ГАЗ-53А

32,0

3,5

АПК-30

Урал-375

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов

№ пп

Регионы России (по федеральным округам)

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок не более, %

1

2

3

4

I. Центральный

1

Москва

5,0

10

01.XI … 31.III

2

Белгородская обл.

4,0

7

15.XI … 15.III

3

Брянская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

4

Владимирская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

5

Воронежская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

6

Ивановская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

7

Калужская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

8

Костромская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

9

Курская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

10

Липецкая обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

11

Московская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

12

Орловская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

13

Рязанская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

14

Смоленская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

15

Тамбовская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

16

Тверская обл.

5,0

10

01.XI … 31.III

17

Тульская обл.

Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т.ч. пожарные и коммунальные автомобили, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т.д.).

В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).

Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН

Категория АТС

Тип и общее назначение АТС

Максимальная масса, т

Класс и эксплуатационное назначение АТС

1

2

3

4

М1

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме места водителя)

Не регламентируется

Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости

М2

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)

До 5,0

Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)

М3

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)

Свыше 5,0

Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)

М2 и М3

Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)

Не регламентируется

Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. А) и для сидящих пассажиров (кл. В)

N1

АТС, предназначенные для перевозки грузов

До 3,5

Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. повышенной проходимости

N2

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Свыше 3,5 до 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. повышенной проходимости

N3

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Свыше 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. повышенной проходимости

О1

АТС, буксируемые для перевозки

До 0,75

Прицепы

О2

АТС, буксируемые для перевозки

Свыше 0,75 до 3,5

Прицепы и полуприцепы

О3

АТС, буксируемые для перевозки

Свыше 3,5 до 10,0

Прицепы и полуприцепы

О4

АТС, буксируемые для перевозки

Свыше 10,0

Прицепы и полуприцепы

Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения.

В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.

1-я цифра обозначает класс АТС:

Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или дм3):

11 — особо малый (объем до 1,1 л);

21 — малый (от 1,1 до 1,8 л);

31 — средний (от 1,8 до 3,5 л);

41 — большой (свыше 3,5 л);

51 — высший (рабочий объем не регламентируется).

Нормы расхода топлив на обогрев салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями

Марка, модель автомобиля или автобуса

Марка отопителя

Расход топлив, на 1 ч работы на линии, л/ч

Примечание

1

2

3

4

Ikarus-255, 255.70, 260.01, 260.18, 260.27, 260.37, 260.50, 260.52

Sirokko-262

1,2

Ikarus-260, 260.01

Sirokko-265

1,4

Ikarus-250.12

Sirokko-262 (два отопителя)

2,4

Ikarus-250, 250.58, 250.58S, 250.59, 250.93, 256.95, 256, 256.54, 256.59, 256.74, 256.75, 260.51

Sirokko-268

2,3

Ikarus-180

Sirokko-268 плюс Sirokko-262

3,7

С учетом обогрева прицепа

Ikarus-280, 280.01, 280.33, 280.63, 280.64

Sirokko-268 плюс Sirokko-262

3,5

С учетом обогрева прицепа

ЛАЗ 966А, 699Р,

ОВ-95

1,4

ЛАЗ 4202, 42021

П-148106

2,5

ЛиАЗ-5256

ДВ-2020

2,5

IFA-Robur LD-2002, LD-3000

Sirokko-251

0,9

Tatra-815 C1, C3

X7A, KP-D2-24.1

0,8

Примечания.

1. Пользование отопителями предполагается в зимнее (в тог период, когда автомобили работают по нормам расхода топлива с применением зимних надбавок), а также в холодное время года при среднесуточной температуре ниже +5 °С.

2. Для АТС и марок отопителей, не вошедших в данный перечень, расчет расхода топлива для последних рекомендуется проводить по данным завода-изготовителя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Юридический портал, 2021 | Все права защищены