Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контролируемые сделки с 2021 года последние новости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и выше (в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублевый эквивалент перевода превышает этот порог);
снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если его сумма 100 000 рублей и более;
ставки в лотерее и других азартных играх на сумму от 600 000 рублей (также в числе контролируемых остается выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму).
Также с 2021 года будут контролироваться расчеты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности на недвижимость от 3 млн рублей и выше (купля-продажа, мена и рента).
Иными словами, поправки расширяют перечень контролируемых сделок с недвижимостью: теперь добавляется и аренда, и ипотека, и коммерческий наем жилья и т. д.
Поэтому нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих средств на покупку недвижимости. Это придется сделать, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки. Например:
если цена договора намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости;
если по сделке передается крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социальноэкономическому статусу ее участников (например, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жилье).
Подробный перечень этих признаков представлен в разъяснительном Письме Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546.
Денежные переводы с 10 января 2021 года будут контролироваться. Какие именно?
когда снимаются или зачисляются на счет юридического лица наличные деньги;
когда гражданин покупает иностранную валюту (а вот обычный обмен банкнот с 2021 года исключается из числа подконтрольных операций);
когда открывается банковский вклад в пользу третьего лица и при этом счет пополняется наличными деньгами;
когда гражданин получает выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования.
1. Налог на имущество необходимо будет платить без учёта понижающих коэффициентов. Данное правило теперь касается всей территории Российской Федерации (кроме города федерального значения Севастополь). За 2020 год собственники получат квитанции с полной суммой налога.
До 2020 года действовал переходный период, в соответствии с которым, при расчёте налога на имущество учитывались понижающие коэффициенты. Сделано это было для того, чтобы собственники недвижимости резко не ощущали увеличение налоговой нагрузки.
Ранее налог на имущество рассчитывался на основании инвентаризационной стоимости, которая была в разы меньше рыночной. Сейчас исчисление идёт исходя из кадастровой, которая иногда превышает рыночную.
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
2. Налогооблагаемую базу при продаже недвижимости можно будет уменьшить теперь за счёт вычета за оплату учёбы и вычета на лечение.
Данная возможность — это новелла в Налоговом кодексе РФ. Уменьшить размер налога можно будет в пределах соответствующего предоставляемого вычета. Это означает, например, что к не облагаемому 1 млн. рублей при продаже недвижимости, прибавляется сумма недополученного социального вычета.
Соответствующее правило вводится подпунктом «е» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период».
3. Следующее дополнение Налогового кодекса РФ связано с началом исчисления срока владения жилым помещением приобретённым по договору участия в долевом строительстве (ДУДС), договору участия в ЖСК или уступки прав по ДУДС, в целях налогообложения.
В случае продажи жилого помещения, по истечении пяти лет с момента полной оплаты по вышеуказанным договорам, налог на доход полученный от продажи оплачивать не нужно. До этого приходилось ждать пять лет с момента оформления собственности на квартиру. Правило коснётся налогов подлежащих уплате начиная с 2019 года.
Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняет пункт 2 статьи 217.1 НК РФ новым абзацем.
4. Увеличивается перечень контролируемых сделок с недвижимостью в рамках Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Изменения в антиотмывочный закон коснуться сделок с недвижимостью. Если раньше подотчётные Росфинмониторингу (банки, нотариусы, риэлторы, и т.д.), должны были сообщать о сделке с недвижимостью, совершенной на сумму более 3 млн. рублей, то с января 2021 года под отчёт попадут операции с денежными средствами, наличные и безналичные, проводимые в рамках сделок с недвижимостью.
С одной стороны, в список контролируемых операций добавляется аренда, найм, ипотека. С другой стороны, если исходить из буквальной трактовки изменений, контролировать банки будут и расчёт через сейфовые ячейки по сделкам с недвижимостью. А значит, чтобы банк отчитался в Росфинмониторинг, банку должна быть известна сумма передаваемая наличными через ячейку.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля”, вносит изменение, в том числе, в пункт 1.1. статьи 6 ФЗ №115.
5. Заключать сделки с недвижимостью можно будет дистанционно, через нотариусов находящийся в разных регионах. В такой сделке нужно, чтобы один из нотариусов находился в регионе местонахождения недвижимости.
Стороны подписывают договор с использованием цифровой подписи. Дополнительно, нотариус просит участника сделки расписаться на бумажном экземпляре для хранения в своё архиве.
Федеральный закон от 27.12.2019 N 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирует данный порядок.
6. Увеличиваются взносы на капитальный ремонт. Тарифы вырастет во многих регионах. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны платить взносы на капитальный ремонт в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рост взносов в регионах будет неравномерным, в целом он не превысит 5% процентов. В Москве, например, увеличение составит 66 копеек.
В Москве размер взноса увеличится на основании Постановления Правительства Москвы от 25 ноября 2020 года № 2066-ПП.
7. Изменения жилищного законодательства коснутся собственников квартир в многоквартирных домах. Речь идёт о новых правилах противопожарного режима.
В частности, запрещается следующее: устраивать хранение в цокольных этажах и подполье; устанавливать глухие решётки в местах аварийного выхода; запрещается хранение в тамбурах возле пожарных выходов и пожарных лестниц; запрещается пользоваться всем газовым оборудованием (в том числе плитой), при отсутствии технического обслуживания; запрещается оставлять источники огня без присмотра, это требование также относится к курильщикам.
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
8. Субсидии, по оплате коммунальных платежей, обязаны будут предоставлять даже при наличии задолженности. Единственный случай для отказа -наличие судебного акта о взыскании долга.
Написать комментарий
Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.
Субъекты сделок |
Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости? |
Критерии отнесения сделки к контролируемой |
Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ |
Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий |
|
Ст. 105.1 НК РФ; подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ст. 105.1 НК РФ; подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ст. 105.1 НК РФ; подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ст. 105.1 НК РФ; подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ст. 105.1 НК РФ; подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 105.14 НК РФ; ст. 275.2 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ст. 105.1 НК РФ; подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ст. 105.1 НК РФ; подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ст. 105.1 НК РФ; подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами |
Сделки при участии посредников |
Сделки признаются контролируемыми, если:
|
П. 1 ст. 105.14 НК РФ; подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сделки с товарами мировой биржевой торговли |
Сделки признаются контролируемыми, если:
В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2020 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 26.07.2019 № ММВ-7-13/[email protected] Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк». Данный формуляр включает:
Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС. Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.
Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения январяУведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми. Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б. В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки. Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции. Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п. Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями. Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.
На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу.
Контролируемые сделки находятся под особым вниманием налоговиков. По таким операциям высок риск сговора участников с целью незаконного снижения налогов. Например, продавец и покупатель могут указать в договоре заниженную цену, чтобы уменьшить налоговую базу. Или, наоборот, завысить цену договора, чтобы увеличить долю вычетов по НДС. Контролируемыми являются два вида сделок:
Наличие связи между контрагентами – это не обязательное условие для проверки договора. Например, под контроль ФНС подпадают операции любых лиц с резидентами оффшоров. Захотят налоговики узнать подробности и по сделке, в которую вклинились посредники. Организации и предприниматели обязаны проверять сделки на наличие признаков, перечисленных ст.105.14 НК РФ. И если такие признаки обнаружились – сообщать налоговикам.
Некоторые сделки не рассматриваются в качестве контролируемых, невзирая на наличие критериев (п.4 ст.105.14 НК РФ):
Если вы обнаружили у себя контролируемой сделку, передайте в ИФНС сообщение по форме КНД 1110025. Постоянно проверять наличие критериев не обязательно. Это можно сделать один раз, по итогам прошедшего года. Инспекторы ждут уведомление до середины мая следующего года. Если контролируемая сделка состоялась в 2021 году, отчитаться без штрафа можно до 20 мая 2021 года. По пункту 2 ст. 105 аналогичного кодекса, взаимозависимыми лицами становятся:
Долевые владения родственников суммируются. Именно такая сумма берется в расчет. Если при суммировании получается более представленного показателя, то субъекты рассматриваются как взаимозависимые на основании пункта 3 статьи 105.1 НК РФ. Такая зависимость вправе устанавливаться в соответствующих документах. Также возможно предопределение влияния одной стороны на другую. Существует несколько способов признания взаимозависимости:
Зачем россиян заставят отчитываться о сделках с недвижимостью?01.02.2021 Медицинский психолог Ольга Коротина-Гессе в интервью Пятому каналу рассказала, как вести себя, чтобы не стать жертвой уличных, телефонных и SMS-мошенников. Она рекомендовала резко прервать контакт с мошенниками, игнорировать общение с незнакомыми людьми на улице, не переходить по сомнительным ссылкам. 30.01.2021 По данным Росстата за 3-й квартал прошлого, 2020-го года и январь — декабрь 2020 года, реальные денежные доходы по сравнению с 2019-м годом уменьшились на 3%, в 4-м квартале 2020-го года по сравнению с 4-м кварталом 2019-го года — на 1,5%. Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:
Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:
Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут). Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67). Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами. Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:
В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:
2021 год: ужесточение контроля за вкладами, счетами, сделками с недвижимостьюНе признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ): 1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья); 2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья); 4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно); 5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»; 6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками; 7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация. Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ. Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211) Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081). Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879. Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327). В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году. За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected]). Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/[email protected]). Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием. [1] Согласно пп. 1 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Расширение «антиотмывочного» закона авторы идеи обуславливают экономической необходимостью и преследованием сразу нескольких целей:
Вместе с тем, 115-ФЗ – один из самых критикуемых законов в финансовой сфере, независимые эксперты опасаются, что вводимые ограничения могут пагубно сказаться на работе компаний, ведущих легальную деятельность, но вынужденных подготавливать отчетность в случае запроса контролирующих органов. Наличные под прицелом: как в 2021 году будут искать серые доходыФедеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес поправки в статью 105.14 НК РФ, согласно которым с 2019 года изменились критерии признания сделок контролируемыми. Новые критерии применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/[email protected]). Теперь внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми при одновременном выполнении двух условий:
Таким образом, сделка между взаимозависимыми российскими лицами не признается контролируемой, если она не имеет особенностей. При этом для всех видов контролируемых сделок действует только одна граница контролируемости, и ее размер существенно вырос. Напоминаем, что раньше граница рассчитывалась по каждому признаку отдельно. Теперь же сумма всех контролируемых сделок складывается и сверяется с границей в 1 млрд руб. По отношению к плательщикам налога на прибыль организаций изменились признаки определения контролируемости. Раньше отдельно контролировались сделки по признакам:
В 2019 году для взаимозависимых плательщиков налога на прибыль контролируется только одно обстоятельство: применяет ли другая сторона другую ставку по налогу к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). В программе данное обстоятельство отражается в карточке договора с участником контролируемой сделки с помощью флага Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль (рис. 1). Если на третьем этапе Помощника сделки с указанным контрагентом пройдут отбор по суммовому критерию, то сделка с разными ставками налога на прибыль попадет в документ Лист 1А с кодом 131 (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected] в ред. приказа ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/[email protected]). Изменения коснулись и сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами, а именно сделок, совершенных с участием независимых формальных посредников. К таким посредникам относятся лица, не выполняющие никаких дополнительных функций и не принимающие на себя никаких рисков (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Законом № 302-ФЗ для таких сделок установлен суммовой порог в размере 60 млн руб. Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ непосредственно для сделок с участием невзаимозависимых посредников пороговая сумма не была установлена, что порождало различные толкования. По мнению Минфина России, такие сделки признавались контролируемыми независимо от суммы доходов (письмо от 04.09.2018 № 03-12-12/1/62949). А по мнению Верховного Суда РФ, суммовые пороги должны были устанавливаться в зависимости от того, кто являлся действительными сторонами сделки (без учета посредника) (п. 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). Теперь же данная неопределенность устранена. С 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3. ст. 105.14 НК РФ). Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ для сделок между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не являлась налоговым резидентом РФ, не было предусмотрено суммового критерия. Поэтому все такие сделки признавались контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов (письмо Минфина России от 24.01.2018 № 03-04-06/3828). Теперь же отменено безусловное включение в уведомление всех сделок с иностранными взаимозависимыми лицами. Для сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а также для сделок с контрагентами, зарегистрированными в офшорах, суммовые критерии не поменялись и по-прежнему составляют 60 млн руб. (п. 7. ст. 105.14 НК РФ). Таким образом, с 2019 года все внешнеторговые сделки, удовлетворяющие условиям пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, будут контролироваться, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн руб. В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» суммовые критерии различаются в зависимости от года, за который составляется уведомление, и хранятся в регистре сведений Границы включения сделок в уведомление, просмотр которого доступен по соответствующей гиперссылке на третьем этапе Помощника. Как видно из рисунка 3, список границ на 2019 год существенно сократился. К контролируемым приравниваются следующие сделки.
При этом сумма годового дохода для посреднических сделок не лимитируется, а для сделок, перечисленных в пунктах 2 и 3, составляет более 60 млн. руб. Не являются контролируемыми следующие сделки:
Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми. Совфед одобрил закон о контроле за сделками взаимозависимых лицВопрос №1. Может ли ИФНС при проведении камеральной или выездной проверки проверять сделки между взаимозависимыми лицами, если такие сделки не являются контролируемыми? Да, такое право у региональных инспекций есть. Вопрос №2. Признаются ли сделки между организаций и ИП контролируемыми, если организация и ИП являются взаимозависимыми и ИП применяет ЕНВД? Да, такие сделки могут быть признаны контролируемыми при достижении стоимостного критерия – годовой доход более 100 млн. руб. Вопрос №3. Должен ли филиал иностранной компании, действующий на территории России, подавать уведомление о контролируемых сделках? Уведомления о контролируемых сделках должны подавать обе стороны таких сделок. В данном случае филиалу иностранной компании уведомление о контролируемых сделках (если таковые имели место) подавать необходимо. Закон относит к взаимозависимым лицам граждан и (или) организации, чьи экономические связи имеют прямое воздействие на условия или финансовые итоги их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подробно о признаках взаимозависимости рассказываетст. 105.1 НК РФ). В качестве иных сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами, признаются:
Указанные выше сделки признаются контролируемыми только при сумме годового дохода по сделкам свыше 60 млн. рублей. Причем для внешнеторговых договоров на товары международной биржевой торговли и договоров с резидентами офшорных зон сумма в 60 млн. руб. рассчитывается по сделкам с одним (каждым отдельно) контрагентом (п. 7 ст. 105.14 НК РФ). Под характеристики контролируемых подпадают сделки взаимозависимых лиц, которые содержат специальные условия из ст. 105.14 НК РФ. Прежде всего, все участники и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами должны быть зарегистрированы либо иметь налоговое резидентство в РФ. Далее закон устанавливает 2 вида требований, по которым можно отнести сделку к контролируемым:
Так, сделка, в которой все участники и бенефициары зарегистрированы на территории РФ либо являются ее налоговыми резидентами, считается контролируемой, если:
Довольно часто при заключении соглашения о займе между взаимозависимыми лицами возникает вопрос, какая сумма будет включаться в расчет дохода для признания сделки контролируемой: только величина процентов или еще дополнительно сумма взятого займа? Ответ на данный вопрос можно найти в письме Минфина РФ от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67, согласно которому для расчета величины прибыли по сделкам за календарный год используются доходы в виде процентов, начисленные по соглашению о займе. Иная прибыль, извлеченная по договору, в том числе в виде средств или иного имущества, в данном случае не учитывается. При расчете налогоплательщик, как правило, использует процент, полученный из фактической ставки, если она превышает минимальную границу интервала, установленную ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств в разной валюте. Так, по рублевым займам предусмотрены следующие пределы ставки:
Из перечня сделок, которые могут соответствовать перечисленным в законе критериям признания контролируемыми, исключены следующие виды сделок:
В 2017 году исключениями из правил также стали договоры по предоставлению поручительств (гарантий) между отечественными организациями, не имеющими статуса банков, а также договоры беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ. Подробнее о договоре беспроцентного займа рассказывается в статье Договор беспроцентного займа между юридическими лицами — образец. *** Таким образом, в зависимости от вида сделки, налогоплательщика и общего дохода по соответствующей сделке (сделкам) за календарный год договор, заключенный между взаимозависимыми лицами или приравненный к нему, признается контролируемой сделкой в целях налогообложения. Законом также предусмотрены случаи, когда сделка, имеющая признаки контролируемой, таковой не является. Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» содержит данные обо всех однородных контролируемых сделках, совершенных с одним контрагентом в отчетном году. Если с одним контрагентом совершаются неоднородные сделки (купля-продажа+транпортировка+хранение+доп. услуги), по каждой из них заполняется отдельный бланк 1А. Предметом однородных сделок являются идентичные товары, услуги. Если сведения представляются по группе однородных сделок, в ячейке 4.1 вписывается значение «1». Порядковый номер контролируемой сделки (поле 1) налогоплательщик присваивает самостоятельно. Этот показатель нужно будет внести в аналогичные поля других разделов. В поле 3.2 указываются основания отнесения сделки к контролируемым – если оснований несколько, отметить нужно каждое из них. Не все поля в блоке 1А обязательны к заполнению, например, пропустить можно поля с комментариями 4.3.1, 4.4.1, 4.5.1, 4.7.1. В раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» вносятся подробные данные о каждой операции в рамках сделки: тип предмета (товар, услуга, работа), стоимость, дата совершения сделки и т.д. Для одного раздела 1А может быть заполнено несколько 1Б. Поле 2.1 «Наименование предмета сделки» заполняется по первичным документам. По сделкам по договору займа рекомендуется указывать наименование «Проценты по договору займа». Показатели полей 2.2.1-2.2.3 и 2.5 зависят от типа предмета сделки (таблица 4.19 Формата уведомления о контролируемых сделках в электронной форме). Порядковый номер другого участника сделки (значение поля 2.3) присваивается налогоплательщиком самостоятельно. Место совершения сделки зависит от предмета договора: по договору аренды – адрес арендуемого имущества, по услугам страхования – местонахождение страхователя и т.д. Показатель поля 2.11 «Цена (тариф) за единицу измерения» отражается в рублях или иностранной валюте. Если предметом сделки является долговое обязательство (п. 1 ст. 269 НК РФ), строку заполнять не нужно. Значения полей 2.11 и 2.14 рассчитываются по данным первичных документов или по правилам бухучета. Скидки, бонусы учитываются, если они влияют на стоимость товара или услуги. 2017 год – это пятый год, когда предприниматели доказывают, что цены были рыночными в сделках, заключенных со своими дочерними предприятиями. Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, например участниками одного холдинга при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ. Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган по месту учета. Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафных санкций. Контролируются данные сделки с целью недопущения занижения цен, налогооблагаемой базы, и соответственно налогов. Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за соответствующий календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ. Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год. Итак, сделки между российскими взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Наиболее привлекательны для налоговых органов являются сделки, которые имеют много посредников, а также сделки с нерезидентами РФ. Попасть под пристальное внимание налоговой службы могут как российские, так и иностранные компании. К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
Все исключения неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами указаны в п.4 ст.105.14 НК РФ. Вот эти случаи:
Данные сделки между взаимозависимыми лицами описаны в п.2 ст.105.14 НК РФ. Для них предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми. Более 1 млрд. руб. Более 100 млн. руб. Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами независимо от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год. Внешнеэкономические сделки – это сделки, где одной из сторон является иностранная организация. Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки, указанные в пп.2,3 п.1 ст.105.14 НК РФ. Это сделки с конкретной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями. Похожие записи:
|