Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция рф 2021 последняя редакция ст 7». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Конституция Российской Федерации
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Раздел первый
Конституция Российской Федерации
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 7. Российская Федерация — социальное государство, политика которого…
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Комментарий к главе 1
Комментарий к главе 2
Please turn JavaScript on and reload the page.
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2020 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ)
Комментарий к главе 4
Комментарий к главе 5
Комментарий к главе 6
- Конституция РФ
- Конституция РФ Глава 1
- Конституция РФ Глава 2
- Конституция РФ Глава 3
- Конституция РФ Глава 4
- Конституция РФ Глава 5
- Конституция РФ Глава 6
- Конституция РФ Глава 7
- Конституция РФ Глава 8
- Конституция РФ Глава 9
- Конституция РФ Раздел 2
- Конституция РФ скачать
- Изменения 2020
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
(в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ)
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Новый текст Конституции РФ с поправками 2020
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. Значение комментируемой статьи, которая включает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в правовую систему РФ (п. 1), определяет особенности действия на территории РФ международных договоров РФ и помогает преодолеть возможную коллизию между ними и гражданским законодательством РФ (п. 2), в действительности невелико, учитывая существование п. 4 ст. 15 Конституции и ФЗ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757) (см. его преамбулу и ст. 5), а также тот факт, что в основном ст. 7 лишь повторяет нормы этих источников — генерального и специального. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются формой (источником) права, обладают нормативностью, имеют непосредственное отношение и принадлежность к самостоятельной системе международного публичного права, а в признании их составной частью правовой системы РФ (и в вытекающей отсюда возможности регулировать национальные отношения) проявляется связь двух систем права — международного публичного и национального (российского).
Общепризнанные принципы и нормы международного права могут быть писаными и неписаными. Пример первых — принципы и нормы Устава ООН (г. Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) (Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 — 47), прочих международно-правовых актов (например, Генеральной Ассамблеи ООН); пример вторых — принципы и нормы международных правовых обычаев. Общепризнанные принципы и нормы международного права могут оставаться за рамками международных договоров РФ (так как последние — не единственный их источник) или получить закрепление (отражение) в их текстах, они могут быть за пределами национального законодательства (что подтверждает коллизионное правило абз. 2 п. 2 ст. 7) или получить в нем прямое закрепление (косвенное отражение). Допустимая неформальность принципов и норм международного права и отсутствие точного их списка, а также оценочный характер категории «общепризнанность» (международно-правового принципа) осложняет их применение при регулировании национальных отношений; кроме того, так как п. 1 ст. 7 говорит об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, а п. 2 — только о международных договорах РФ (применительно к которым только и решен коллизионный вопрос — абз. 2 п. 2), остается открытым вопрос о соотношении гражданского законодательства РФ с теми общепризнанными принципами и нормами международного права, которые остались за рамками международных договоров РФ, о возможном их расхождении и способе преодоления коллизии (в том числе о возможности распространительного толкования правила абз. 2 п. 2 ст. 7, второго предложения п. 4 ст. 15 Конституции и п. 2 ст. 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).
Международный договор РФ, которому особо посвящен п. 2 ст. 7, — всегда письменное (формальное) соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) или с международной организацией и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли оно в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного его наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и др.).
Международные договоры РФ могут быть межгосударственными, межправительственными и договорами межведомственного характера (первые заключаются от имени Российской Федерации, вторые — от имени Правительства РФ, третьи — от имени федеральных органов исполнительной власти). Вопросы их заключения, прекращения и приостановления действия находятся в ведении Российской Федерации, а вот выполнения — в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, кстати, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ (п. «к» ст. 71, п. «о» ст. 72 Конституции). Международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с компетентными органами государственной власти последнего и при его участии в подготовке такого договора; субъекты РФ вправе рекомендовать заключение международного договора РФ.
В ст. 7 имеются в виду договоры, являющиеся для Российской Федерации обязательными. Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора выражается посредством его: а) подписания; б) ратификации (в форме принятия федерального закона); в) утверждения; г) принятия; д) присоединения к нему; е) обмена образующими его документами; ж) применения любого другого способа выражения согласия (по согласованию). Международные договоры РФ подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства РФ (если решение о согласии на их обязательность принято в форме федерального закона) и Бюллетене международных договоров (кроме договоров ведомственного характера), а последние — в официальных изданиях соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ст. ст. 1 — 4, 6, 8, 30 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).
Статья 7 Конституции Российской Федерации с Комментариями
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 302-ЭС19-14081 по делу N А78-8652/2018
Суды признали, что действия фонда по передаче в аренду спорного нежилого помещения, а также по урегулированию спора с предпринимателем относительно надлежащего исполнения последним своих обязательств по договору аренды не противоречат положениям Закона N 209-ФЗ, целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, установленным статьей 6 данного закона, положениям статьи 7 Закона N 7-ФЗ, статей 123.17 и 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации и целям и направлениям деятельности фонда, определенным его Уставом.
Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2017 N 305-ЭС17-10285 по делу N А40-126001/2016
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 7, 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что потери перевозчика, вызванные предоставлением в 2015 году льготного проезда участнику Великой Отечественной войны на основании Соглашения от 12.03.1993, являющегося международным договором, участником которого является Российская Федерация, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 N 2048-О
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Генин указывает на нарушение своих конституционных прав положениями статей 6, 20, 36, 37, 40, 43, 53, 58, 71, 74, 78, 79, 80, 81, 83, 87, 95, 96, 97, 100 и 106 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», статей 21, 22 и 43 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статей 6.1 и 11, глав 2, 3, 14, 20, 21, 24, 25, 39, 41, 41.1 и 42 ГПК Российской Федерации, глав 2, 3, 4, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 34, 35, 36 и 37 АПК Российской Федерации, статей 1, 5, 7, 119 — 125, 447 и 448 УПК Российской Федерации, статьи 303 УК Российской Федерации, статей 15, 67 и 68 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статей 6.1, 6.2, 8 и 20.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», статей 3, 4, 7, 8, 8.1, 9, 11, 12, 200 и 205 ГК Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», а также Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 2223-О и правоприменительной практикой судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
- Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 69 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»
- Приказ Банка России от 03.02.2021 N ОД-145 «О внесении изменений в приложение к приказу Банка России от 30 ноября 2020 года N ОД-1974»
- Приказ Банка России от 03.02.2021 N ОД-144 «О внесении изменений в приложение к приказу Банка России от 30 ноября 2020 года N ОД-1974»
- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2021 N 223-р О создании ФГКУ «Центр эксплуатационного обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Москва)»
- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2021 N 226-р Об установлении предельной штатной численности ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ»»
- Распоряжение Правительства РФ от 01.02.2021 N 211-р О предоставлении в аренду автономной некоммерческой организации «Центр развития культурных инициатив» находящихся в федеральной собственности земельных участков без проведения торгов»
- Указ Президента РФ от 01.02.2021 N 61 «О внесении изменений в состав попечительского совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 145»
- Указ Президента РФ от 01.02.2021 N 62 «О членах наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
- Указ Президента РФ от 06.04.2018 N 145 (ред. от 01.02.2021) «О создании Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага»
- Указ Президента РФ от 23.01.2017 N 28 (ред. от 01.02.2021) «О членах наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Статья 130 Местное самоуправление (прим. ред.)
- Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
- Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131 Осуществление местного самоуправления (прим. ред.)
- Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
- Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132 Органы местного самоуправления (прим. ред.)
- Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
- Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133 Гарантирование местного самоуправления (прим. ред.)
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Суть изменений старой конституции можно сконцентрировать по пунктам в этом списке:
- Усиление Госсовета.
- Запрет на изменение границ.
- Упоминание Бога.
- Защиты исторической правды.
- О важнейшем достоянии — детях.
- Вместо продолжателя — правопреемник СССР.
- Русский язык – государствообразующий.
- Культура — уникальность и ценное наследие.
- Поддержка зарубежных соотечественников.
- Семейные ценности.
- Индексация пенсий и социальных пособий на уровне МРОТ.
- Ужесточение требований к властям и обеспечение их неприкосновенности.
- Приоритет Конституции РФ над международным правом.
- Неприкосновенность президента после отставки.
- Арбитраж, Верховный и Федеральный суды, мировые судьи, главы силовых ведомств, генпрокурор подчинены главе государства, им же и назначаются.
- Высокопоставленные чиновники не должны иметь иностранного гражданства.
- Органы местного самоуправления отвечают за медицинскую помощь населению.
Пройдемся по каждому новшеству.
Задайте вопрос дежурному юристу,
Все знают, что у них есть недра – ведь это народное достояние, но никто не ощущает радости от этого, потому что само понятие «достояние народа» с годами правления одного человека прошло жесткую деформацию: если в Конституции СССР была четко обозначена принадлежность недр народу, то новая статья 9 уже определяет, что недра «могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Путин предлагает в Конституции слово «продолжатель» заменить на «правопреемник», что РФ уже не будет продолжателем СССР, а станет его приемником. Вроде бы, одно слово, а все в корне меняется.
Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. То есть одно государство исчезло с лица земли, а абсолютно другое взяло на себя его функции и обязательства. Если раньше Россия хоть как-то продолжала основные положения СССР, то сейчас может этого и не делать.
Доктор юридических наук, директор Центра международного права и гуманитарных проблем Дипломатической академии МИД России, член Постоянной Палаты Третейского Суда в Гааге Черниченко С.В. так прокомментировал изменения: « Если Россия была признана международным сообществом в качестве продолжателя СССР, т.е. тем же самым субъектом международного права, она не может в каком-то отношении рассматриваться как некий новый субъект международного права, правопреемник бывшего СССР».
Исполнительный директор оргкомитетов международных конференций по Геополитике и международным отношениям Кудинов Александр Петрович так высказался по этому поводу: «РФ не может быть ни приемником, ни продолжателем СССР, так как РФ была образована с нарушением конституции РСФСР от 1978 года, (см. гл. 1, ст. 5), юридически она не законна».
В блоге пользователя под ником Страновед была опубликована запись:
«СССР юридически существует. Ведь для того, чтобы его юридически не стало, надо было выполнить процедуры, установленные законом “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР” (3.04.1990). Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым “посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР” (ст.6). Гражданам СССР, проживающим в отделяющейся республике, гарантировалось “право выбора гражданства, места жительства и работы, а выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики” (ст.15).
Как известно, ни в одной из союзных республик референдума о выходе из состава Союза СССР проведено не было. Хотя он был гарантирован Конституцией СССР. А для РСФСР, УССР, БССР – ещё и Уставом ООН. Референдумов не заменяют односторонние декларации о независимости РСФСР (12.06.1990), Молдавии (23.06.1990), Украины (16.07.1990), Узбекистана (20.07.1990), Белоруссии (27.07.1990), Туркмении (22.08.1990), Армении (23.08.1990), Таджикистана (24.08.1990), Казахстана (25.10.1990), Грузии (14.11.1990), Киргизии (15.12.1990). А тем более – решение непонятного «Госсовета» об отсечении от СССР и «признании независимости» Литовской, Латвийской и Эстонской союзных республик» (6.09.1991). Только по результатам референдума можно было лишить 280 млн. человек гражданства СССР с учетом ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, ст. 33 Конституции СССР, ст. 20 закона “О гражданстве СССР” (23.05.1990), ст. 5 Декларации прав и свобод человека (5.06.1991) и др.
Подписание в Беловежской пуще 3-стороннего Соглашения о создании СНГ (8.12.1991), в котором было объявлено, что СССР «прекращает свое существование» не соответствовало действовавшему на тот момент законодательству и противоречило воле народа, выраженной на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., когда 76,4% советских граждан проголосовали за сохранение СССР. Так что, юридических препятствий для существования и возрождения СССР нет. Тем более и Конституция России, принятая на референдуме, не содержит никаких норм о запрете существования СССР и провозглашает народ единственным источником власти в России. А поскольку этот источник никогда не высказывался за развал СССР, то изложенное мнение никем ещё не опровергнуто».
Юрист готов ответить на ваш вопрос!
Мы, многонациональный нapoд РФ, соединенные общей сyдьбой на своей земле, утверждая пpaвa и cвoбoды чeлoвeкa, гpaждaнский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся гocyдapcтвeннoe единство, исходя из общепризнанных принципов равнопpaвия и самоопределения нapoдов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и спpaведливость, возрождая суверенную госyдарственность Poccии и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание Poccии, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ.
Глава 1. Основы конституционного cтpoя
Статья 1
1. Poccийcкaя Федерация (РФ)— Poccия есть демократическое федеративное пpaвовое госyдарство с республиканской формой пpaвления.
2. Наименования РФ и Poccия равнозначны.
Статья 2
Человек, его пpaвa и cвoбoды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита пpaв и cвoбoд чeлoвeкa и Гpaждaнинa — обязанность госyдарства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником влacти в РФ является ее многонациональный нapoд.
2. Нapoд осуществляет свою влacть непосредственно, а также через Opганы гocyдapcтвeннoй влacти и Opганы местного самоупpaвления.
3. Высшим непосредственным выражением влacти нapoда являются референдум и cвoбoдные выбopы.
4. Никто не может присваивать влacть в РФ. Захват влacти или присвоение властных полномочий преследуются по фeдepaльному зaкoнy.
Статья 4
1. Суверенитет РФ распространяется на всю ее тeppитopию.
2. Конституция РФ и фeдepaльные зaкoны имеют верховенство на всей тeppитopии РФ.
3. PФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей тeppитopии.
Статья 5
1. PФ состоит из республик, краев, областей, городов фeдepaльного значения, автономной области, автономных округов — равнопpaвных cyбъeктoв РФ.
2. Республика (госyдарство) имеет свою конституцию и зaкoнодательство. Край, область, город фeдepaльного значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и зaкoнодательство.
3. Федеративное уcтpoйство РФ основано на ее гocyдapcтвeннoй целостности, единстве системы гocyдapcтвeннoй влacти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гocyдapcтвeннoй влacти РФ и органами гocyдapcтвeннoй влacти cyбъeктoв РФ, равнопpaвии и самоопределении нapoдов в РФ.
4. Во взаимоотношениях с фeдepaльными органами гocyдapcтвeннoй влacти все cyбъeкты РФ между собой равнопpaвны.
Статья 6
1. Гpaждaнство РФ приобретается и прекращается в соответствии с фeдepaльным зaкoном, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Кaждый Гpaждaнин РФ обладает на ее тeppитopии всеми пpaвaми и cвoбoдами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
3. Гpaждaнин РФ не может быть лишен своего гpaждaнства или пpaвa изменить его.
Статья 7
1. PФ — социальное госyдарство, политика которого напpaвлена на создание ycлoвий, обеспечивающих достойную жизнь и cвoбoдное развитие чeлoвeкa.
2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается гocyдapcтвeннaя поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых гpaждaн, развивается система социальных служб, устанавливаются госyдарственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 8
1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, cвoбoдное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, cвoбoда экономической деятельности.
2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, гocyдapcтвeннaя, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности нapoдов, проживающих на соответствующей тeppитopии.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, гocyдapcтвeннoй, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 10
Гocyдapcтвeннaя влacть в РФ осуществляется на основе разделения на зaкoнодательную, исполнительную и сyдебную. Opганы зaкoнодательной, исполнительной и сyдебной влacти самостоятельны.
Статья 11
1. Госyдарственную влacть в РФ осуществляют Пpeзидeнт РФ, Фeдepaльное Собрание (Совет Фeдepaции и Гocyдapcтвeннaя Дyмa), Пpaвительство РФ, сyды РФ.
2. Госyдарственную влacть в cyбъeктах РФ осуществляют образуемые ими Opганы гocyдapcтвeннoй влacти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гocyдapcтвeннoй влacти РФ и органами гocyдapcтвeннoй влacти cyбъeктoв РФ осуществляется нacтoящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 12
В РФ признается и гарантируется местное самоупpaвление. Местное самоупpaвление в пределах своих полномочий самостоятельно. Opганы местного самоупpaвления не входят в систему органов гocyдapcтвeннoй влacти.
Статья 13
1. В РФ признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве гocyдapcтвeннoй или обязательной.
3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед зaкoном.
5. Запрещается создание и дeятeльнocть общественных объединений, цели или действия которых напpaвлены на насильственное изменение основ конституционного cтpoя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности госyдарства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14
1. PФ — светское госyдарство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве гocyдapcтвeннoй или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от госyдарства и равны перед зaкoном.
Статья 15
1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей тeppитopии РФ. Зaкoны и иные пpaвовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
2. Opганы гocyдapcтвeннoй влacти, Opганы местного самоупpaвления, должностные лица, гpaждaне и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зaкoны.
3. Зaкoны подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные зaкoны не применяются. Любые нормативные пpaвовые акты, затрагивающие пpaвa, cвoбoды и обязанности чeлoвeкa и Гpaждaнинa, не могут применяться, если они не опубликованы оф��циально для всеобщего сведения.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
-
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
-
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
-
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
-
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
-
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
-
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
-
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Конституция Российской Федерации (РФ)
-
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
-
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
-
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
-
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
-
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
-
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
-
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
-
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
-
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 1
1. РФ — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Статья 4
1. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5
1. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Статья 6
1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
3. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 7
1. РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 8
1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 10
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 12
В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 13
1. В РФ признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14
1. РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Статья 80
1. Президент РФ является главой государства.
2. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.
3. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81
1. Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков.
3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции РФ, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением.
4. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.
Статья 82
1. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов РФ, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.
Статья 83
Президент РФ:
.а) назначает Председателя Правительства РФ, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента РФ, и освобождает Председателя Правительства РФ от должности;
б) осуществляет общее руководство Правительством РФ ; вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. В случае если Председатель Правительства РФ освобожден Президентом РФ от должности, вновь назначенный Председатель Правительства РФ не представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности;
Статья 94
Федеральное Собрание — парламент РФ — является представительным и законодательным органом РФ.
Статья 95
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
2. Совет Федерации состоит из сенаторов РФ. В Совет Федерации входят:
а) по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;
б) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора РФ;
в) не более 30 представителей РФ, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
3. Общее число сенаторов РФ определяется исходя из числа представителей от субъектов РФ, перечисленных в статье 65 Конституции РФ, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов РФ, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.
4. Сенатором РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Сенаторам РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
5. Представителями РФ в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов РФ пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
6. Представители РФ в Совете Федерации, за исключением представителей РФ, осуществляющих полномочия сенаторов РФ пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 96
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Статья 97
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором РФ и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 98
1. Сенаторы РФ и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
Статья 99
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
Статья 100
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Статья 110
1. Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ.
2. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
3. Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
4. Председателем Правительства РФ, Заместителем Председателя Правительства РФ, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Председателю Правительства РФ, заместителям Председателя Правительства РФ, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
Статья 111
1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.
2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится в Государственную Думу Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной Думой или освобождения Президентом РФ от должности либо отставки Председателя Правительства РФ.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент РФ вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Статья 112
1. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства РФ освобожден от должности Президентом РФ.
2. Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции РФ). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.
3. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом РФ. Президент РФ не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.
4. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров Президент РФ вправе назначить заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства РФ. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур более одной трети должностей членов Правительства РФ (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции РФ), остаются вакантными, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
5. В случае, предусмотренном частью 4 статьи 111 Конституции РФ, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ назначает заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции РФ), по представлению Председателя Правительства РФ.
Статья 113