Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гособоронзаказ на 2021 год оборонки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Термин
Определение
Источник
Ориентировочная (уточняемая) цена, а так же цена, возмещающая издержки
Применяется при заключении гос. контракта, если не имеется достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на эту продукцию, в том числе: а) при поставках продукции с технологическим циклом пр-ва свыше 3 лет; б) при заключении гос. контракта на поставку продукции на срок более 3 лет; в) по согласованию с гос. заказчиком при заключении гос. контракта на поставку продукции с технологическим циклом производства менее 3 лет; г) при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения гос. контракта отсутствуют точные данные по объему работ; д) в сфере ядерного оружейного комплекса и в области космической деятельности, если у единственного поставщика и гос. заказчика нет данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, кроме отдельных характеристик, обозначенных в техническом задании и (или) иной нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции по государственному оборонному заказу; е) при заключении гос. контракта на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов продукции по ГОЗ и (или) на осуществление поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения гос. контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ.
П.42 Постановления от 02.12.17 №1465, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 №44 ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Фиксированная цена
Определяется в государственном контракте на весь срок его действия и может быть пересмотрена в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ. Фиксированная цена на продукцию устанавливается также на завершающем этапе выполнения гос. контракта, в котором на продукцию установлена ориентировочная (уточняемая) цена. В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.
П.46,46 Постановления от 02.12.17 №1465, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 №44 ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Применение различных видов цен
В зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:
а) устанавливать твердую цену государственного контракта – в случае, если государственным контрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию; б) указывать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе предельное ориентировочное значение цены государственного контракта по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем, – в случае, если государственным контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию; в) указывать формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта – в случае, если государственным контрактом устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки.
На заседании коллегии Минобороны РФ обсудили ГОЗ-2021
Российский оборонно-промышленный комплекс – институт не только сугубо секретный, но и несколько загадочный. Он живет и функционирует по законам, которые уж точно не подчиняются скучной экономической прозе. Судите сами: из-за решительного ухудшения экономической ситуации (падение цен на энергоносители, последствия пандемии и т.д.) правительству пришлось урезать бюджетные расходы, в том числе на оборону. В 2021 году на «национальную оборону» потратят на 195 млрд рублей меньше, чем в уходящем, — 3,113 трлн рублей. При этом военное ведомство героически отбилось от предложений Минфина сократить численность личного состава Вооруженных сил. В таком случае было бы логичным предположить, что будут приостановлены хотя бы некоторые из контрактов по производству вооружений.
С 11.08.2020 вступили в силу изменения в п. 1 ст. 8.8 275-ФЗ, которые внес Федеральный закон № 283-ФЗ от 31.07.2020. Этот закон расширил перечень лиц, которые допущены к ЕИС, содержащей информацию о расчетах по гособоронзаказу. С этой даты такое право получил Роскосмос.
С 29.02.2020 Федеральный закон № 20-ФЗ от 18.02.2020 уточнил перечень сведений, которые передает уполномоченный банк в ЕИС ГОЗ. Этот закон ввел требование о зачислении уполномоченным банком процентов за пользование деньгами, которые хранятся на отдельном счете, только на тот же отдельный счет.
Подобрали актуальные статьи и разъяснения по теме закупок в рамках оборонного заказа:
«ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу»;
«Готовим ежемесячный отчет по гособоронзаказу».
НОВЫЕ ПРАВИЛА казначейского сопровождения ГОЗ в 2021 году!
В первую очередь закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2020 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа и принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию.
Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, полномочия и функции контролирующего органа.
Ст. 3 275-ФЗ для чайников формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа. Помимо прочего, из нее следует, что в процедуре оборонной закупки участвуют три стороны: заказчик, головной исполнитель и исполнитель. Последние две образуют кооперацию. Также здесь раскрываются тезисы, связанные с банковским обслуживанием.
Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:
соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
уменьшения издержек при поставке продукции;
получения прибыли при поставке продукции;
обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
противодействия коррупции;
обеспечения баланса интересов всех участников сделки.
— Расходы на оборонку в новом бюджете запланированы больше, чем в текущем году, несмотря на падение доходов из-за пандемии. Почему правительство не отказывается от этих расходов?
— Последние годы правительство не тратит меньше 3 трлн рублей на нацоборону и 2 трлн рублей — по статье «Национальная безопасность», откуда финансируются закупки Росгвардии. Это неудивительно. Во-первых, военным собираются немного проиндексировать зарплату. Во-вторых, и это главное, половина бюджета у нас идет на закупку вооружений. В этом году государство гасило невозвратные кредиты военно-промышленного комплекса (ВПК), что увеличивает суммарные расходы на оборону. То же самое мы увидим в 2021 году. С учетом необходимости гасить кредиты, у нас расходы на закупку вооружений будут даже больше половины общего бюджета на оборону. Правительство не может опустить расходы ниже указанного уровня, потому что иначе начинают «сыпаться» промышленные компании, завязанные на гособоронзаказ.
— Почему траты не падают — понятно, но зачем увеличивать эти расходы?
— В этом году произошло сильное ослабление рубля, и это влияет на ВПК. Несмотря на импортозамещение, значительная часть военной продукции производится с использованием импортных компонентов, в первую очередь в части электроники. Мы закупаем ее за валюту, иногда даже в обход санкций. И если в 2019 году у нас доллар стоил 60 рублей с копейками, а сейчас стоит 80 рублей, то правительству придется тратить больше денег на оборону для балансирования системы ВПК, в которой работают 2 млн человек непосредственно в России, и для поддержания лояльности силовиков, которых только в Минобороны 1,5 млн человек.
— В бюджете на следующий год впервые с начала 2010-х годов расходы по статье «Национальная экономика» больше, чем расходы на оборонку. Означает ли это, что тренды меняются?
— Это не перелом тренда. Значительная часть расходов на нацэкономику идет на ВПК: строительство новых цехов, модернизацию и переоборудование заводов. Перенос денег из одной статьи в другую — это бухгалтерия, чтобы у людей не было вопросов, почему, несмотря на общее падение доходов, мы все еще продолжаем клепать танки и ракеты. Для этого часть расходов нужно переквалифицировать. Условно, сегодня мы закупаем у «Уралвагонзавода» меньше танков, но заставим купить больше вагонов. Таким образом ВПК поддерживают за счет нескольких статей и тратить ниже определенного предела не получится.
— Зачем федеральному бюджету нести эти расходы, если деньги можно было бы потратить на социальную программу и помощь гражданам?
— Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.
Эти траты поддерживают уровень занятости граждан. Если 500 человек уволить в региональном центре — это большая проблема, проблема уровня губернатора. Ипотеки посыпались, семьи остались без дохода. Сфера услуг начинает скукоживаться. И у вас получается замкнутый круг проблем.
А что будет при сокращении трат на оборонку, когда у вас 2 млн человек суммарно заняты на ВПК? А с членами их семей, а со сферой услуг?
Люди в Омске уволятся — куда они поедут? На переезд денег нет, а ездить на заработки до соседних городов невозможно, это огромное расстояние. Вот и приходится правительству поддерживать ВПК и решать проблемы каждого конкретного завода. Рогозин постоянно летает на Усть-Катавский завод и пытается его как-то реанимировать. Потому что без этого завода маленький город Усть-Катав будет испытывать большие проблемы. А с ними будет испытывать проблемы и вся Челябинская область.
Когда в 2016 году расходы только по нацобороне составили 3,8 трлн, что составляло существенный процент ВВП того года, встал вопрос: что, мы возвращаемся в Советский Союз? Пушки вместо масла? Люди-то не богатеют. И тогда Путин сказал: мы теперь будем сокращать расходы. Если смотреть на бюджет 2021 года 2016-м, мы и о масле для граждан тоже думаем. Но объективно расходы растут, и не важно, по какой статье они проводятся.
— Есть ли в этих условиях простор для сокращения трат на ВПК?
Февраль
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Как вести учёт по гособоронзаказу в 2021 году
Ответственный исполнитель Программы
—
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Соисполнители Программы
—
не предусматриваются
Участники Программы
—
не предусматриваются
Подпрограммы Программы
—
подпрограмма 1 «Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса» (часть N 1)
Цель Программы
—
повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса
Задачи Программы
—
стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса на основе обеспечения развития и использования современных компьютерных технологий;
продвижение продукции военного назначения на мировые рынки вооружений;
Часть N 1 (в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения)
Ответственный исполнитель подпрограммы
—
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Участники подпрограммы
—
не предусматриваются
Программно-целевые инструменты подпрограммы
—
не предусматриваются
Цели подпрограммы
—
стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса на основе обеспечения развития и использования современных компьютерных технологий, продвижение продукции военного назначения на мировые рынки вооружений, создание условий для диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения, а также обеспечение финансово-экономической устойчивости и развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса
Задачи подпрограммы
—
стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса и создание условий для обеспечения увеличения доли продукции гражданского назначения в оборонно-промышленном комплексе;
оказание государственной поддержки в целях восстановления и сохранения финансово-экономической устойчивости организаций оборонно-промышленного комплекса;
Приложение N 1 к части N 1 государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»
Наименование
Единица
Ответственный
Значения показателей
показателя
измерения
исполнитель
2016 год
2017 год
2018 год
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Приложение N 2 к части N 1 государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»
Наименование
Ответственный
Срок
Ожидаемый
Основные
Связь с показателями
основного мероприятия
исполнитель
начала реализации
окончания реализации
непосредственный результат (краткое описание)
направления реализации
государственной программы (подпрограммы)
Подпрограмма 1 «Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса»
1.
Основное мероприятие 1.1 «Стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно- промышленного комплекса»
Минпромторг России
2016 год
Приложение N 4 к части N 1 государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно- промышленного комплекса»
(тыс. рублей)
Статус
Наименование
ГРБС (ответст-
Код бюджетной классификации
Объемы бюджетных ассигнований
государственной
венный
ГРБС
ГП
пГП
ОМ
2016 год
2017 год
2018 год
Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
Запреты и ограничения из-за эпидемии
Все изменения по проверкам организаций
Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
Переносы сроков по налогам и сборам
Как снизить страховые взносы до 15%
Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
Контрактная работа в сфере ГОЗ: последние обновления в нормативном правовом регулировании
Обзор принятых и планируемых изменений в основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок размещения и исполнения контрактов в сфере ГОЗ в 2020–2021 гг.
Основные изменения в условиях государственных контрактов в сфере ГОЗ, введенные в 2020 году
Основные положения государственных контрактов (на примере МО РФ)
Обязательные условия контрактов при казначейском и банковском сопровождении;
Новое в правилах ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими ГОЗ (ПП РФ от 04.05.2018 № 543)
Новая редакция Приказа № 200 (комментарии эксперта к проекту Приказа). Проект Приказа Минэкономразвития
Требования к организации и планированию контрактной работы на предприятии, осуществляющем поставки в сфере ГОЗ. Практические решения по организации и планированию работы по контрактам ГОЗ
Рекомендации по оформлению контрактов исполнителей с учетом новых требований контрактов в сфере ГОЗ, в т. ч. по каталогизации, метрологии, лицензированию и штрафным санкциям
Новый порядок ценообразования и госрегулирования цен в сфере ГОЗ (ПП РФ от 02.12.2017 № 1465)
Новый порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции по ГОЗ (Приказ Минпромторга от 08.02.2019 № 334)
Принципы ценообразования, виды цен
Правила применения, обоснования и согласования сравнимой (рыночной) цены, возможные проблемы
Варианты применения затратного метода ценообразования
Базовая цена и условия ее пересмотра. Формирование базовой цены
Плановая и фактическая рентабельность при затратном методе ценообразования. Минимальное значение плановой рентабельности. Допустимые и возможные методы повышения фактической рентабельности
Формирование прогнозных цен головными исполнителями (проблемные вопросы, рекомендации по взаимодействию с госзаказчиками)
Особенности формирования Н (М) Ц госконтрактов и цен госконтрактов единственных поставщиков
Согласование цен на продукцию участниками кооперации по ГОЗ
Существенные изменения условий производства (поставки) продукции как основание перехода к затратному методу определения цен по ГОЗ
Особенности формирования цен на создание научно-технической продукции, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию образцов ВВСТ
Практические рекомендации головным исполнителям и исполнителям по формированию цен в новых условиях
Организация раздельного учета результатов ФХД при выполнении ГОЗ в соответствии с последними требованиями законодательства, постановлений Правительства РФ, нормативными актами министерств и ведомств
Раздельный учет ресурсов контракта по ГОЗ по новой методике
Объекты обособления раздельного учета
Позиционирование раздельного учета в учетной системе организации
Интеграция раздельного учета по контрактам ГОЗ в бухгалтерский учет
Обособление хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ как вид дополнительной аналитики в учетной системе
Систематизация и накопление информации в регистрах аналитического учета
Требования к ведению раздельного учета, к формированию и представлению отчета об исполнении контракта по ГОЗ
Применимые нормативные акты (ПП РФ от 22.06.2019 № 804, от 04.05.2018 № 543, от 19.01.1998 № 47 и пр.)
Новые правила ведения учета и составления отчетности у участников ГОЗ
Порядок представления отчета об исполнении государственного контракта, контракта организациями, выполняющими ГОЗ (Приказ Минобороны от 08.10.2018 г. № 554)
Связь показателей бухгалтерского учета и отчета об исполнении контракта по ГОЗ
Использование целевых средств отдельных счетов и раздельный учет
Справка о распределении общепроизводственных, общехозяйственных, административно-управленческих и коммерческих расходов
Регламентация порядка ведения раздельного учета
Учетная политика как инструмент регулирования раздельного учета
Формирование элементов учетной политики в части, касающейся принципов ведения раздельного учета (на примере)
Система организации учетных данных: обеспечение актуальности и соответствия требованиям действующего законодательства
Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.
Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:
презентации к выступлениям;
нормативно-правовые документы;
материалы судебной практики;
статьи экспертов по теме;
дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).
Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.
Перейти на страницу материалов
Слабое место: появилось фото Лукашенко с «тайной женой»
Стриженова раскрыла причину внезапного исчезновения Шейнина с «Время покажет»
Норкин объяснил пропажу «Места встречи» из эфира
На Западе назвали имя нового преемника Путина
Дочь Легкоступовой могут лишить свободы на пять лет
«Также перетрясут в случае чего»: Малахова осудили за программу о Грачевском
Табаков забирает друзей: работники рассказали о мистике в Театре имени Чехова
«Лучше рот не открывать»: зрители выгоняют Стриженову из «Время покажет»
Мать отвергла вернувшуюся в Россию Максакову
Как живет избегающий публичности родной брат Кристины Орбакайте
Петросян сделал дорогой подарок Степаненко перед Новым годом
Покойный Джигарханян послал Цымбалюк-Романовской дурной знак с того света
Паулс объяснил нежелание выступать в России
Самолет Шойгу перехватили над Бангладеш — СМИ
Доходило до рукоприкладства: какие советские актеры ненавидели друг друга
Внук рассказал о мистическом знаке перед кончиной Владимира Коренева
Норкин поставил Бома в затруднительное положение фразой из «Кавказской пленницы»
Близится Третья мировая: прогноз для России на 2021 год
«В тени Примадонны»: передача о Пугачевой обернулась громким скандалом
Грядут перемены: известный астролог предрекла судьбу России в 2021 году
Коллегия Минобороны рассмотрит проект гособоронзаказа на 2021 год
Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками. Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.
Единственный поставщик (производитель) – производитель (поставщик) российского вооружения и военной техники, которые не имеет российских аналогов. Единственный поставщик продукции государственного оборонного заказа включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения. Порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (производителя) оборонного заказа регулируется пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.
Остановка жизни, связанная с угрозой заражения, не обошла стороной и предприятия ВПК. До 10 мая простаивал Казанский оптико-механический завод. Каменск-Уральский литейный завод, который давно сталкивается с проблемами, урезал зарплаты и отправил половину рабочих на простой. И всё-таки подавляющее большинство предприятий, переведя работников на двухсменный режим работы и приняв санитарные меры, продолжило выполнение оборонных заказов. Самая большая проблема возникла со смежниками. Например, калужским оборонщикам приходилось в срочном порядке искать новых поставщиков комплектующих или кооперироваться друг с другом. Тем не менее, как сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, несмотря на распространение в России коронавирусной инфекции, сроки выполнения государственных оборонных заказов удалось соблюсти.
По словам главы оборонного ведомства РФ Сергея Шойгу, «как мы начали год в графике, так мы его и завершим, и ничто, никакой коронавирус не помешает нам завершить этот год достойно, достичь все намеченные цели, ввести все объекты, получить всю необходимую нам технику, оборудование, вооружения, боеприпасы».
Практика подтверждает правоту министра. В частности, на предприятии «Авиастар-СП» сборка нового транспортного самолёта Ил-76МД-90А завершилась уже в условиях пандемии, и в Ульяновске начались его наземные испытания.
В прошлом году госзаказ у НПО «Государственный институт прикладной оптики», входящего с госхолдинг «Швабе», объединивший под крылом «Ростеха» Сергея Чемезова предприятия оптической отрасли РФ, сократился на треть, однако в 2019 году ГОЗ у НПО вырос в 1,5 раза, составив 1,4 млрд рублей. Компания не первый год делает ставку на экспортные контракты. В 2018 году, по словам гендиректора ГИПО Виллена Балоева, экспортные объемы «значительно превысили показатели 2017 года», и в 2019 году этот рост, по его словам, будет продолжен.
Государственный оборонный заказ – что важно знать?
В 2,5 раза рухнул объем госзаказа в «ГипроНИИавиапроме»: с 1 млрд рублей до 426,6 млн. В 2017 году казанская компания была обеспечена чистым оборонным заказом Минобороны РФ, уже тогда немалая часть была конверсионной, в частности, проект реконструкции и техперевооружения для «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» для выпуска компонентов Ил-114-300 — казанская компания стала победителем торгов на разработку такого проекта в марте 2017 года.
Кроме того, «ГипроНИИавиапром» стал и генпроектировщиком взлетной полосы для ВАСО (в 2016 году компания выиграла тендер «Туполева» на 1,8 млрд рублей — на проект модернизации площадки «Казанского авиазавода им. Горбунова»). «ГипроНИИавиапром» выступил в 2017 году и в роли проектной организации, представив свое видение будущего аэропорта «Казань». В 2018 году основные объемы пришлись тоже на гражданку: Научно-исследовательский институт морской теплотехники провел конкурс на расширение и реконструкцию производства предприятия на промплощадке в Ломоносове: за строительство производственного комплекса, склада, насосных станций и резервуаров с водой общей площадью более 15 тыс. кв. м НИИ заплатил выигравшему закупку «ГипроНИИавиапрому» 799 млн рублей. До конца 2019 года казанская компания должна была завершить разработку проекта по строительству железнодорожного съезда в районе станции Новое Аракчино и третьего главного пути, в который собираются вложить 2,5 млрд рублей.
В 2019 году на Минпромторг РФ пришлось три заказа на 104 млн рублей. Один был на разработку проектной документации и проведение государственной экспертизы проектной документации по реконструкции и техническому перевооружению ФКП «Саранский механический завод» (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа). Второй касался разработки проектной документации по реконструкции и техническому перевооружению ФКП «Казанский завод точного машиностроения» (тоже бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа). Третий — тоже ГОЗ, и заключался он в проекте перевооружения комплекса скоростных аэродинамических установок для исследований перспективных летательных аппаратов» ФГУП «ЦАГИ».
Однако самый большой контракт был заключен с «дочкой» корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) АНПП «ТЕМП-АВИА» на сумму 227,7 млн рублей. В рамках этого контракта «Гипронииавиапром» выполнил проектную документацию по строительству здания производственного корпуса ПАО АНПП «Темп-Авиа» площадью 6 090 кв. м, в Арзамасе Нижегородской области. Проект заключался в переоснащении и развитии мощностей предприятия с целью изготовления датчиков первичной информации, блоков чувствительных элементов, инерциальных систем управления, пилотажных приборов.
Наконец, стоит отметить, что объемы гособоронзаказа продолжают снижаться для предприятий Николая Колесова. Уже в 2018 году ГОЗ упал для АО «Завод Элекон» и АО «КОМЗ» — обе компании по итогам 2017 года входили в топ-5 с самыми большими госзаказами для ОПК Татарстана. Так, ГОЗ «Элекона» составлял 1,6 млрд рублей, КОМЗа — 3,5 млрд (первое место в прошлогоднем рейтинге).
В 2019 году объем госзаказа для «Элекона» сократился вдвое, составив всего 136,8 млн рублей, в 3 раза сократились объемы госзаказа на АО «КОМЗ». Только сам «Концерн Радиоэлектронные технологии» (контролирует «Элекон» и «КОМЗ») увеличил его с 10,8 до 18 млн рублей — но и он, в сравнении с предыдущими годами, выглядит сущей мелочью: в 2014 году ГОЗ у него составлял 11,5 млрд рублей, в 2016-м — 2,6 млрд, в 2017-м — 608 млн рублей. При резком сокращении ГОЗа в 2018 году компаниям придется нелегко в 2019-м, сообщали мы в исследованиях предыдущих лет. Это понимали и на самих заводах, в частности, в отчетности КОМЗа за 2017 год еще сообщалось, что падение объема товарной продукции было связано с сокращением отгрузки продукции специального назначения (то есть, гособоронзаказа).
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 275 от 29 декабря 2012 года, целью которого, в первую очередь, является упорядочение торгов в Российской Федерации в области государственного оборонного заказа. Закон о гособоронзаказе представляет собой нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления закупочных процедур в сфере оборонно-промышленного комплекса, устанавливает отношения между заказчиком и исполнителем. Итак, гособоронзаказ представляет собой установленные Правительством РФ задания (необходимость) на определенную продукцию, работы или услуги для целей обеспечения безопасности и обороны страны, а также поставку товаров в сфере военного сотрудничества с зарубежными государствами.
Статьей 3 ФЗ-275 закреплены основные понятия, используемые в указанном нормативном правовом акте. Так, среди лиц, участвующих в процессе гособоронзаказа, Законом названы: заказчик, головной исполнитель, исполнитель. Заказчиками в сфере гособоронзаказа являются «Росатом», «Роскосмос», а также федеральный орган исполнительной власти. Необходимо обратить внимание на то, что головной исполнитель — это то лицо, с которым у заказчика заключен контракт, при этом исполнитель — лицо, которое входит в состав кооперации головного исполнителя.
Новый 275-ФЗ: все изменения в гособоронзаказе 2020–2021 года
В 2019 г. расходы по статье «Национальная оборона» составили 2,798 трлн рублей.[1] При этом наблюдалось сокращение доли этих расходов в процентах от ВВП (3,4% в 2017 г., 3,2% – в 2018 г. и 2,9% – в 2019 г.) [2].
Объём гособоронзаказа на 2019 г. был объявлен на уровне «свыше 1,5 трлн рублей»[3]. Впрочем, озвучивалась цифра в 1,44 трлн рублей.[4] Видимо, фактически, как уже бывало в прошлом), 1,5 трлн рублей выделенных средств получились за счёт того, что в середине года, во время традиционных правок бюджета, для покрытия долгов предприятиям ОПК были выделены 343,286 млн рублей. [5]. Тем самым продолжился курс на сокращение долгов прошлых лет, которые, по официальным данным, к 2019 г. снизились на 40%[6].
Впрочем, в течение года так и не был решён вопрос с задолженностью предприятий ОПК по выполнению ГОЗ, которая оценивалась в размере 2–2,3 трлн рублей, то есть превышала годовой объём ГОЗ (и практически равнялась совокупной выручке ОПК за поставки министерству обороны и на экспорт). При этом только на проценты по этим кредитам предприятия ОПК ежегодно выплачивали около 200 млрд рублей. [7] Отмечалось также, что большая часть задолженности приходится на кредиты Сбербанка, ВТБ, «Новикомбанка» и «Газпромбанка»[8].
Впрочем, полное списание долгов и не предполагалось (хотя частичное допускалось, в размере 400–450 млрд рублей, в первую очередь для убыточных предприятий). Одним из вариантов было удлинение сороков возврата, реструктуризация а также кредитные каникулы[9]. В свою очередь, представители банков предлагали свой вариант: субсидирование ставок по кредитам, докапитализацию государством или предоставление госгарантий[10].
Долговая проблема с точки зрения интересов банковской сферы решалась и иными способами. Так, в 2019 г. президент Владимир Путин подписал закон, который освобождает предприятия ОПК и уполномоченные банки от налога на прибыль при переуступке прав по кредитам исполнителям гособоронзаказа, а также при прекращении (списании) задолженности по таким кредитам по решению правительства России. Суммы прекращённых по решению кабинета министров денежных обязательств исполнителя гособоронзаказа перед уполномоченным банком признаются безнадёжными долгами и исключаются из базы по налогу на прибыль организаций. До этого при списании таких обязательств у организации формально возникают доходы, а значит, с них приходится платить налог[11].
О структуре расходов по ГОЗ-2019 известно, что 71% средств был выделен на закупки новых вооружений[12].
Как и в предыдущие годы продолжилась работы по усовершенствованию механизма исполнения государственного оборонного заказа. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планировала в прошлом году перевести регистрацию цен на вооружение и военную технику в электронную форму, но для этого требовалось дополнительное финансирование. Электронная форма регистрации позволяет минимизировать риски необоснованного завышения стоимости продукции военного назначения и добиться того, чтобы цены были наиболее актуальными, обоснованными и соответствовали текущей экономической конъюнктуре. Кроме того, благодаря этой системе предприятия ОПК смогли бы контролировать процесс движения документов, видеть, почему на каждом этапе им отказано в регистрации цены и получать аргументы о причинах разногласий[13]. Судя по всему, данное решение всё же не было принято.
Продолжился курс и на снижение прозрачности для внешних наблюдателей самой системы ГОЗ. Так, к 1 апреля правительство России должно было рассмотреть вопросы и принять необходимые решения, касающиеся обеспечения конфиденциальности при проведении закупок организациями ОПК материалов и комплектующих, необходимых при разработке и производстве продукции гражданского назначения[14].
Банкам также разрешили не показывать сведения, которые могут раскрываться не полностью или не раскрываться вовсе. Это, в частности, информация об органах управления банком, о связанных лицах, акционерах, долях в уставном капитале, активах, операциях с контрагентами-нерезидентами, реорганизации банка. Сведения могут не размещаться публично, если их раскрытие приводит к санкциям против банка или иных лиц, если банк уже находится под санкциями, а также если банк уполномочен заниматься контрактами по гособоронзаказу[15].
В этом же ключе лежала и инициатива правительства, согласно которой уполномоченные банки в сфере гособоронзаказа могли не раскрывать сведения о финансовой и бухгалтерской отчетности и ряд данных из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц[16]. Однако с учётом того, что само число этих банков продолжало сокращаться в пользу «Просвязьбанка», то, по сути, эта инициатива явно была нацелена «на вырост».
Сам же «Промсвязьбанк» продолжал активно принимать контракты по ГОЗ других банков. Если на начало 2019 г. им было взято на сопровождение около 30%, к маю этот показатель вырос до 40%, а к декабрю – до 50%[17].
Также из нововведения года отметим, что предприятия ОПК получили возможность выступать единственным поставщиком по контрактам жизненного цикла при поставке продукции, создаваемой в рамках специальных инвестиционных контрактов[18].
Несмотря на то, что, казалось бы, проблемы с контрактацией ГОЗ должны были остаться в прошлом, сложности всё же имели место и в 2019 г. Так, в Саратовской области по состоянию на март ещё не имелось точных показателей ГОЗ, ряд предприятий вообще не заключил ни одного контракта, а сами контракты с предприятиями области заключались вплоть до июля[24], хотя в теории контрактация должна была завершиться до 1 мая[25].
Тем не менее, по состоянию на июнь официально сообщалось о том, что было заключено более 3300 госконтрактов, что составляло около 90% от объёма предусмотренных средств[26]. В сентябре объём размещённых средств достиг 94%, что было выше, чем в 2018 г.[27].
Что касается исполнения ГОЗ, то на конец 2019 г. года ожидалось выполнение заданий ГОЗ по поставкам новых вооружений, военной и специальной техники на уровне 99,3% (2016 г. – 99%, в 2017 г. 99,09%, в 2018 г. – 97,93%). По ремонту и модернизации задания ГОЗ-2019 в целом были выполнены на 98,9%, что существенно выше прошлого года (88,6%)[28]. Отмечалось, что в 2019 г. был достигнут самый высокий показатель исполнения поставок вооружения и техники за последние четыре года[29].
В 2019 г., как и раньше, за исполнением ГОЗ осуществлялся весьма плотный надзор и контроль. О масштабах проблем говорят данные Генеральной прокураторы по состоянию на конец 2019 г. В период середины 2017 по конец 2019 г. ведомство выявило почти 90000 правонарушений в ОПК. К дисциплинарной и административной ответственности было привлечено 23000 должностных лиц, возбуждено более 1000 уголовных дел, мерами прокурорского реагирования возмещено 27,5 млрд рублей ущерба (отдельные показатели по 2019 г. не приводились)[30].
Сообщалось, что по линии военной прокураторы мониторинг осуществлялся за 7000 государственными контрактами на 1,7 трлн рублей. При этом военные прокуроры отмечали следующие проблемные вопросы: оплата невыполненных работ, оказание некачественных услуг, длительное неисполнение важных контрактов и другие.[31]. Исходя из известных судебных дел, также имели место случаи траты компаниями средств ГОЗ на непрофильные цели[32].
В свою очередь, Генеральная прокуратура в 2019 г. высказалась за необходимость обязать военные представительства Министерства обороны проверять достоверность фактических затрат предприятий, нарушивших условия исполнения гособоронзаказа. Предлагалось внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность военных представительств Минобороны России, в части закрепления за ними обязанности по проверке достоверности фактических затрат предприятий, нарушивших условия исполнения ГОЗ, поскольку существующая система мониторинга исполнения обязательств в указанной сфере не позволяла в полной мере противодействовать таким фактам[33].
На уровне президента выносился вопрос о рентабельности предприятий ОПК. Соответствующий вопрос был передан на уровень правительства России[34].
Федеральная антимонопольная служба отмечала случаи непредоставления в срок материалов проверки для расчёта цен на вооружение, из-за чего были инициированы проверки 46 организаций ОПК. Поводом стало обращение в службу Министерства обороны России. Кроме того, в отношении 748 организаций ФАС России начала проверку по факту несвоевременного представления отчётов о финансовой деятельности при исполнении гособоронзаказа по правилам, установленным постановлением Правительства России от 24 января 2019 г.[35]. Оно уточняет правила ведения исполнителями госконтрактов раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности: от этого были освобождены исполнители по госконтрактам при использовании полученных ими средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством.
ФАС также отмечала отсутствие в российском ОПК стратегии, направленной на сокращение издержек и повышение операционной эффективности. ФАС также обращало внимание на то, что финансовые директора оборонных компаний научились управляться с отчётностью и «прятать убытки от акционеров и государства, тем самым создавая иллюзию стабильности», что «приводит к огромным долгам с отсутствием перспектив на какое-либо развитие». Поэтому ФАС в 2019 г. призывала к системным реформам в ОПК, которые были бы направлены на изменение базовой мотивации менеджмента, осуществляющего управление, а также на стимулирование притока в отрасль частных инвестиций[36].
Не изжиты случаи использования контрафактной продукции. Об этом говорит факт разработки законопроекта об обязательной машиносчитываемой маркировке военной продукции. Законопроект подразумевает включение в госконтракты требования маркировки продукции машиносчитываемыми элементами. Маркировка поможет отслеживать жизненный цикл изделия: от производства до утилизации. Цифровые двойники изделий будут заноситься в локальную базу данных предприятия или сеть между предприятиями. Для продукции Министерства обороны все паспорта изделий станут аккумулироваться в единую базу 46 ЦНИИ[37]. По задумке разработчиков, это поможет бороться с контрафактом. Чтобы проверить подлинность изделия, нужно сравнить информацию защитной маркировки с эталонными данными из базы. При этом маркирующие элементы невозможно подделать или переместить на другое изделие.
Владимир Путин заметил, что к 2020 году оборонные предприятия должны выпускать требуемое количество продукции «в полном объёме», для чего на реализацию госпрограммы развития ОПК планируется выделить «значительные бюджетные средства». На 2018-2019 годы приходится начало реализации новой государственной программы вооружения. На заседании ВПК был заслушан доклад главы Минфина Антона Силуанова, поскольку его ведомство как раз начало формировать федеральный бюджет на ближайшие три года.
Владимир Путин заметил, что к 2020 году оборонные предприятия должны выпускать требуемое количество продукции «в полном объёме», для чего на реализацию госпрограммы развития ОПК планируется выделить «значительные бюджетные средства». На 2018-2019 годы приходится начало реализации новой государственной программы вооружения. На заседании ВПК был заслушан доклад главы Минфина Антона Силуанова, поскольку его ведомство как раз начало формировать федеральный бюджет на ближайшие три года.
Шойгу: Две трети выделенных на 2021 год средств пойдут на закупку вооружения
руководителям и специалистам подразделений закупок и МТО
руководителям финансово-экономических служб
руководителям юридических подразделений
сотрудникам, ответственным за выпуск гражданской продукции
Правила казначейского сопровождения средств гособоронзаказа на 2021 год
Были закуплены многофункциональные комплексы БЛА «Орлан-10» на шасси «КамАЗ», РЛС ближней разведки «Фара» и «Соболятник», РЛС контроля стрельбы «Зоопарк-1», РЛС «Ниобий-СВ»; комплексы разведки, управления и связи «Стрелец».
Полученное стрелковое оружие включало новые автоматы АК-12 и модернизированные АК-74 с комплектом «Обвес», 1-ю партию автоматов АДС, стреляющих патронами 5,45х39 мм на суше и под водой, 9-мм специальные снайперские винтовки «Винторез», 12,7-мм снайперские винтовки АСВК и «Корд-М», новые пистолеты «Удав» с патронами 9×21 мм и «Грач». Укомплектованность военнослужащих СВ новыми комплектами боевой экипировки «Ратник» достигла св. 70%.
Армейскую авиациюВКС пополнили св. 20 ударных вертолётов (Ка-52 «Аллигатор», Ми-35М, Ми-28Н (в т.ч. 2 модернизированных Ми-28НМ) и Ми-28УБ). Также поступили транспортные вертолёты (Ми-8АМТШ, Ми-8АМТШ-ВА, Ми-8МТВ-5-1,Ми-26 и 2 Ми-38Т). Модернизацию прошли часть Ми-8МТВ-5 и Ми-8АМТШ (с комплексами обороны «Витебск» и «Вектор»). Заключён долгосрочный контракт на поставку до 2027 г 98 Ми-28НМ, а в 2020 г ожидается заключение долгосрочного контракта на 114 модернизированных Ка-52М. Намечена закупка 10 модернизированных Ми-26Т2В.
В опытно-войсковую эксплуатацию поступил БЛА большой продолжительности полета «Орион». В войска поступили БЛА квадрокоптерного и вертолетного типов.
Войска ПВО ВКС получили 2 полковых комплекта ЗРС С-400 и 27 БМ ПЗРК «Панцирь-С1», в 1 полк поступили модернизированные ЗРС С-300ПМ-2 «Фаворит». В учебный центр ЗРВ поступил 1-й комплект новой ЗРС С-350 «Витязь» (ВКС получат в 2021-2027 годах 12 д-нов для оснащения 5 полков; ранее намечалось до 2020 г получить 38 д-нов). В войска поступила 1-я РЛС загоризонтного обнаружения «Контейнер». Она установлена в Мордовии и перекрывает западное и южное направления. РЛС может засекать малозаметные самолёты на 3 тыс. км и взлет палубной авиации в Балтийском, Черном и Средиземном морях. В перспективе будет создано сплошное радиолокационное поле по аэродинамическим целям, аналогично полю СПРН. Следующая такая РЛС должна прикрыть арктическое направление. Завершается оснащение командных пунктов и пунктов управления на комплексы средств автоматизации «Фундамент», также завершены государственные испытания РЛК «Валдай» с дальнейшим принятием его на вооружение. В Арктике был развернут мобильный РЛК «Резонанс-Н» с элементами искусственного интеллекта. Оснащенность новыми образцами радиотехнических войск превысила 70%.